Новости

03.04.2012 00:40
Рубрика: Экономика

Инвестируют с опаской

Западные компании боятся российских налоговых и административных рисков

Столичным властям необходимо снижать административные барьеры и продолжать выстраивание сотрудничества с инвесторами, а последним нужно активно включиться в работу по ускорению административной реформы. К такому выводу пришли участники "круглого стола" "Инвестиционная деятельность в Москве: опыт, состояние, перспективы". По мнению депутата Мосгордумы Ивана Новицкого, основная задача, стоящая сейчас перед городскими властями, - провести ревизию инвестпроектов и решений для улучшения комфортности городской среды. Он сообщил, что в сфере законодательного регулирования в ближайшее время приоритет будет отдан подготовке закона "Об инвестиционной деятельности в Москве".

Месяц назад в столице был создан штаб по решению проблем предпринимателей при департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства. Первый заместитель руководителя департамента Михаил Ан рассказал о его работе: "Завершается согласование законопроекта "О научно-технической и инновационной деятельности в Москве". В законе будет нормативно прописана деятельность индустриальных парков, технопарков, технополисов. Мы предлагаем систему льгот для инновационного и научно-технического бизнеса - освободить его от так называемых "налогов на модернизацию", налога на имущество и земельного налога - на условиях конвертирования освободившихся средств в модернизацию инфраструктуры или инвестпроекты. Освобождение от этих налогов предполагается ограничить 3-5 годами с момента получения первой прибыли".

Несмотря на то, что предприниматели, эксперты и чиновники очень часто дают самые нелестные характеристики инвестклимату в России, члены Московской международной бизнес-ассоциации отмечают, что работать в нынешних условиях можно. "Они далеко не идеальны, но сталкиваться с различными негативными моментами, коррупцией и бюрократией приходится повсюду, не только в России, - заявил глава ассоциации Александр Борисов. - Так, концерн Siemens оценивает риски ведения бизнеса в России как "приемлемые", "ситуация не идеальна, но правительство ведет работу по решению наиболее острых проблем". В альянсе Renault-Nissan сообщили: если бы инвестклимат в России считали плохим, то не стали бы договариваться об увеличении доли в акционерном капитале АвтоВАЗа до контрольного пакета. А концерн Coca-Cola намерен вложить в развитие своего российского бизнеса $3 млрд".

Восприятие западными инвесторами рисков инвестирования в российскую экономику живописал председатель экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству, председатель совета директоров АКГ "Градиент Альфа" Павел Гагарин: "И крупные компании, которые хотят инвестировать в Россию, такие как Olam International Limited, Magra Corp, и менее известные предприятия среди рисков инвестирования в российскую экономику выделяют в первую очередь налоговые риски. Они опасаются несправедливого налогообложения, некорректного применения налогового законодательства, необъективных судебных решений по результатам налоговых проверок. Второе место отдано бюрократическим и административным рискам, связанным с затягиванием сроков оформления разрешительной документации, постоянно меняющимися условиями ее получения. На третьем месте, с точки зрения иностранных инвесторов, юридические риски. Правовую среду бизнеса они оценивают как "юридический хаос", ссылаясь на противоречия между федеральным и местным законодательством".

Западные предприниматели также отмечают снижение экспорта в Россию и препоны, которые, как они полагают, чинят импортным товарам российская таможня и государство. Это касается всех отраслей экономики и объясняется политикой импортозамещения, которой руководствуются власти. В этой связи иностранным компаниям следует не импортировать в Россию товары, а инвестировать в создание и развитие производственных филиалов в России. "Для улучшения инвестклимата необходимо сокращение бюрократических и административных преград путем применения принципа "одного окна" для инвесторов и закрепление этой практики к созданию соответствующей правовой базы. Нужно выстраивать "юридическую вертикаль", обеспечивать правовое соответствие местных и федеральных законов, - предложил Павел Гагарин. - Предприятиям нужно не только надеяться на государство, но и самим уделять внимание подготовке бизнеса к процессу инвестирования, его "упаковке" в приемлемый для инвестора вид. Чтобы привлечь инвестиции, неформальные "холдинги" нужно преобразовывать по международным юридическим и финансовым стандартам, при этом не нарушая действующее законодательство РФ".

Речь идет о том, чтобы на одну из компаний, входящих в холдинг, регистрировать товарный знак, авторские права и т.д. Другая становится собственником активов, еще один участник холдинга - производственной или торговой структурой, которая заключает контракты с поставщиками и реализует товар покупателям. Остальные услуги (бухучет, IT-сопровождение, транспорт и т.д.) передаются на аутсорсинг. При необходимости создается еще и управляющая компания, акционерами которой становятся иностранные инвесторы. Она несет на себе блок оперативно-тактических и стратегических менеджерских функций по холдингу.

Россия не умеет конкурировать на международных рынках?

Экономика ВЭД