Современная российская энергетика опутана мифами и утопиями, от которых необходимо избавляться, считает глава Комитета Государственной Думы по энергетике Иван Грачев. Особенно их много в электро- и теплоэнергетике - сферах, которые более всего подвержены революционным реформам. "РГ" попросила Ивана Грачева развенчать эти мифы и проанализировать утопии.
Иван Дмитриевич, с момента начала реформы в электроэнергетике цены на электричество в долларовом выражении выросли в 12 раз, превысив американские и среднеевропейские. Какие законодательные меры могут остановить процесс?
Дальнейший рост цен грозит уничтожением всей несырьевой промышленности страны, за исключением отраслей, связанных с информационными технологиями. В прошлом году группа депутатов внесла на рассмотрение Госдумы законопроект об основах государственного регулирования тарифов естественных монополий. Документ предполагал, что регулируемые государством тарифы и цены должны устанавливаться ежегодно, до принятия Госдумой федерального бюджета на очередной год. При этом увеличение цен и тарифов не должно было превышать планового индекса инфляции, указанного в представленном правительством в Госдуму проекте федерального бюджета. Впоследствии законопроект был отклонен. Однако закон о том, что нужен мораторий на рост цен выше инфляции, - отнюдь не популистский, отрасль нуждается в нем уже сейчас.
Подведите, пожалуйста, итоги российской энергетической отрасли в 2011 году. Какие проблемы стояли перед отечественной энергетикой в этот период?
Отрасль в целом показала позитивную тенденцию: уголь, нефть и газ показали стабильный рост как в производстве, так и в прибыли. Конечно, в значительной степени это связано с тем, что мировая конъюнктура улучшилась, выросли не только цены, но и возможности покупателей.
Наиболее проблемная ситуация, как я уже отметил, сегодня сложилась в тепло- и электроэнергетике. Прежде всего растет износ сетей. Некоторые специалисты считают, что износ остановился на показателе в 50-80%. По моим данным, изношенность тепло- и электросетей продолжает с каждым годом увеличиваться. Следовательно, растет число аварий. Ключевая проблема здесь - недоинвестирование. Базовая идея реформы отрасли заключается в том, что придут частные инвесторы и обеспечат конкуренцию и снижение цен. Однако сейчас этот сценарий не оправдывает себя из-за огромного разрыва между затратами на строительство и ремонт и реальной рыночной капитализацией этих компаний. Соответственно, искажено и ценообразование: цены на электричество (в долларах) выросли в 12 раз за время проведения реформы. Никаких механизмов по сдерживанию этого роста сейчас не запускается, в том числе и в самой системе ценообразования. Для исправления ситуации необходимо изменение всех трех базовых законов, контролирующих энергетику.
Как вы относитесь к идее реформирования энергоотрасли через передачу ее в руки частных инвесторов?
Действительно, одна из проблем сегодняшнего дня - низкий уровень частных инвестиций в электроэнергетику. Такой посыл был заложен еще в период развертывания реформ, поскольку изначально очевидным был разрыв между рыночной капитализацией компаний и стоимостью строительства мощности. По официальным данным, капитализация в среднем составляет 300 долларов на 1 кВт. мощностей. Строительство, по моим оценкам, составляет 3 тыс. долларов на 1 кВт., а по словам энергетиков, - 4,5 тыс. долларов. В такой ситуации мотивов для вложений капитала частных инвесторов в развитие электроэнергетического комплекса нет. Поэтому основные инвестиции в электроэнергетику идут из госбюджета. Так, за минувшие годы государственные вложения в электросетевой комплекс составляли 85-90% от общего числа затрат. И это правильно, госфинансирование на восстановление сетей необходимо продолжать.
Фактически государство несет ответственность за развитие сетей, значит, оно и должно оставаться главным их собственником. Но у нас сложилась ситуация, когда главным вкладчиком выступает государство, а пакеты акций получают частные лица. Это порождает неверное отношение к собственности. При таком подходе частник будет амортизировать то, что ему досталось, а прибыль уводить за рубеж.
На мой взгляд, утопична сама идея о том, что если государство не в состоянии должным образом вкладываться в развитие энергоотрасли, то для привлечения инвестиций и развития конкуренции и, как следствие, снижения цен, ее надо отдать в частные руки. Изначально очевидным был разрыв между капитализацией компаний и стоимостью строительства и ремонтов. 10-кратный разрыв, который не будет ликвидирован ни за 10, ни за 15 лет. В сложившейся ситуации стратегия любого частного лица - амортизировать то, что ему досталось, и выводить прибыль, что и происходит по факту. Доказательством тому становятся результаты проверок ряда энергокомпаний, согласно которым многие из них выводили основную часть прибыли через офшоры.
Уход из госкомпаний представителей государства - еще одна большая ошибка. Государство должно контролировать хозяйственную деятельность таких компаний. Но нужны ясные правила игры государственного участия в управлении. В связи с этим необходимо принять закон об управлении госпакетом акций. Сейчас в Госдуме готовится к принятию ряд законопроектов по самым острым проблемам энергетики. Принятие этих законов создаст предпосылки для качественного изменения экономической ситуации в стране.
А возможно ли создание консорциумов, которые будут заниматься не только строительством, но и эксплуатацией электростанций?
По моему мнению, государственно-частное партнерство в этом вопросе будет не лучшим выходом. Оно аккумулирует и приумножает все минусы частной собственности и все минусы государственной собственности. Исключения очень редки. Для экономически успешной реализации такого партнерства требуется очень сложное дифференцированное законодательство, развитая правовая система. Ничего похожего в России нет и в ближайшее время не будет. Поэтому пока надо предельно разграничить государственную и частную собственность. И государство должно железно управлять своей собственностью в режиме казенных предприятий или чего-то аналогичного им.
Насколько эффективен Федеральный закон N 261-ФЗ, контролирующий вопросы энергоэффективности?
Потенциал направления энергоэффективности сегодня огромен: Россия может снизить затраты первичных энергоресурсов на 40% на тот же самый объем продуктов и практически удвоить прибыль, не наращивая энергопотребления. При этом все формулы ценообразования как на оптовом, так и на розничном рынке к рыночной стоимости отношения не имеют. За основу нужно брать тот фактор, что, если у потребителя не может быть конкуренции среди поставщиков, рыночной стоимости товара не будет.
Что же касается непосредственно Закона N 261-ФЗ, этот закон очень важен и нужен, но он получился довольно узким, был сведен в основном к бытовому сектору. Закон необходимо расширить, привлекать сюда газовиков, угольщиков и пр. Беспокоит в законе и его репрессивный характер. Энергоэффективность - это ведь такое направление, где должны действовать преференции "пряника".
В российском законодательстве еще многое предстоит отрегулировать. Например, по действующим законам регионам трудно взять из бюджета деньги, чтобы отдать их потребителям на установку приборов учета. Нужно помочь им в этом законодательно.
В целом, успех энергоэффективности определяется двумя главными факторами. Во-первых, текущие вложения в энергоэффективность должны быть выгодны для человека. Во-вторых, повышение энергоэффективности невозможно без внедрения инновационных продуктов и систем. Если мы выполним эти условия, - можно рассчитывать на позитивные результаты.
Как вы считаете, как будет обстоять дело с ценами на нефть в ближайшее десятилетие?
На мой взгляд, до появления новых источников энергии типа термоядерного синтеза, а это примерно 50-е годы ХХI века, цены на нефть будут монотонно в среднем расти. Тенденция увеличения цен на нефть существенно выше мировых темпов инфляции и экономического роста. Если инфляция составляет примерно 3% в год и примерно на 3% растет экономика, то темпы роста цен на нефть в среднем не менее 10% в год на ближайшие 30 лет. Тем более важно иметь законодательный механизм для роста или снижения таможенных пошлин, чтобы не создавался дефицит внутри страны. Практика сырьевых стран показывает, что этот вопрос можно отрегулировать. В Саудовской Аравии, например, при более низких ценах на нефтепродукты, чем в России, дефицита нет.
Какими методами можно бороться, по вашему мнению, со стремлением нефтяных компаний по максимуму сбывать нефть на внешние западные рынки?
Сегодня в мире очень быстро растут цены на нефть и нефтепродукты, соответственно, экспорт становится намного выгоднее для добывающих и перерабатывающих компаний, чем внутренняя продажа. Внутри страны цены сейчас поднимать не дадут, что правильно: у нас и так цены на топливо выше, чем во многих странах с несырьевой экономикой. Значит, появляется желание у компаний контракты здесь не выполнять, а по максимуму все сбрасывать на внешние рынки, преимущественно западные, что они и делают. Поставки внутри сокращаются. Способ избежать подобных проблем прост. Надо законодательно четко закрепить увеличение таможенной пошлины. Оно должно быть доведено до автоматизма: растут цены, а с ними и потоки экспорта - пошлина тоже растет, падают цены на мировом ранке - пошлина снижается, но при этом постоянно поддерживается режим равновыгодных продаж за границей и внутри страны с точностью до инфляции. На мой взгляд, это предельно простая форма регулирования, которую не хотят принимать в правительстве. А ведь на эту тему есть немало серьезных статей, с математическими выкладками. Достаточно недели, чтобы все подсчитать, принять закон, и рынок нефтепродуктов перестанет лихорадить.
Грачев Иван Дмитриевич
Родился 19 февраля 1952 года в Якутске.
В 1973 году окончил физический факультет Казанского университета по специальности "физик".
После окончания университета работал в Казанском научно-исследовательском институте химико-фотографической промышленности, где занимался разработкой многопараметрических измерительных систем. Одновременно учился в аспирантуре. Автор более 10 изобретений, удостоен звания "Изобретатель СССР", имеет более 50 опубликованных научных работ, кандидат физико-математических наук.
С 1990 по 1993 года - депутат Верховного Совета Республики Татарстан, лидер депутатской группы "Народовластие" и группы депутатов-хозяйственников "Согласие". Рабочая группа, возглавляемая И.Д. Грачевым, разработала программу рыночных преобразований в Республике Татарстан, многие положения которой реализуются и сегодня.
В Государственную Думу РФ избирался в 1993, 1995, 1999, 2007 и 2011 годах. В думе шестого созыва избран председателем комитета по энергетике.
В 2010 году защитил докторскую диссертацию по эконофизике, является доктором экономических наук.
Женат, имеет сына и двух дочерей.
Владимир Путин, председатель правительства РФ:
- Российская экономика стабильно растет, и нам нужно обеспечить ее развитие созданием адекватных энергетических резервов для страны. Наряду со строительством новых объектов генерации необходимо обратить самое серьезное внимание на модернизацию так называемой старой мощности.
Кстати
С 1 апреля 2012 года исключена дифференциация потребителей на розничном рынке по числу часов использования мощностей (ЧЧИ). С этой же даты установлено единое время для расчетов пикового потребления электроэнергии на оптовом и розничных рынках и как следствие исключен эффект сольдирования мощности. Делается это для того, чтобы тариф не считали по пиковой нагрузке