Новости

03.04.2012 00:45
Рубрика: Экономика

Остались на бумаге

Законы о развитии инфраструктуры финансового рынка пока не работают

В течение 2011 года было принято достаточное количество законов, направленных на развитие инфраструктуры финансового рынка. О нововведениях в отношении трех его элементов - центрального депозитария, торгового репозитария и центрального контрагента - не раз заявляли и ЦБ, и минфин, и ФСФР. Однако одно дело - принять необходимое законодательство, другое - обеспечить его практическое наполнение. И хотя в 2011 году законодательство было принято, к началу практической работы этих институтов финансовые власти пока еще не приступили. Об этом заявил директор департамента финансовой стабильности ЦБ Владимир Чистюхин на XIV Всероссийской банковской конференции "Банковская система России-2012: вопросы регулирования и управления активами", организованной Ассоциацией региональных банков.

Как напомнил чиновник, Федеральный закон "О центральном депозитарии" вступил в силу с 1 января 2012 года, ряд его положений будет вступать в силу в течение года, в том числе с 1 июля 2012 года, а также с 1 января 2013 года. Однако одного закона недостаточно: для начала работы центрального депозитария необходимо разработать ряд нормативных актов, чем сегодня активно занимаются минфин и ФСФР. Одним из ключевых документов является проект приказа минфина "Порядок присвоения статуса центрального депозитария" - без него ни одна организация не может подать документы для того, чтобы получить статус центрального депозитария. При обсуждении приказа в профессиональном сообществе особое внимание было уделено двум вопросам: это комплектность документов, а также порядок согласования проведения сверок лицами, осуществляющими ведение реестра владельцев ценных бумаг. Сегодня решается вопрос о необходимости согласования этого порядка какой-либо СРО на рынке ценных бумаг. "Эти вопросы активно обсуждаются, и у меня есть серьезная уверенность, что это обсуждение закончится конструктивно. Вполне возможно, что в ближайшее время соискатель на статус центрального депозитария, а именно НРД, подготовит и подаст все необходимые документы в ФСФР для того, чтобы этот статус получить. И именно в качестве центрального депозитария эта организация начнет свою деятельность", - отметил Владимир Чистюхин.

Что касается торгового репозитария, на такой статус могут претендовать три типа организаций: СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговая организация или фондовая биржа. Один из ключевых документов, который позволит начать работу торгового репозитария, это проект приказа ФСФР "О порядке ведения реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения". Сейчас он находится на регистрации в минюсте.

С точки зрения регулятора торговый репозитарий дает возможность надзорным органам анализировать системные риски и при необходимости получать доступ к информации отдельных субъектов по финансовым договорам и финансовым субъектам. Участникам рынка торговый репозитарий позволяет осуществлять ликвидационный неттинг. Как отметил Владимир Чистюхин, очень важной причиной нежелания осуществлять сделки по российскому законодательству с производными финансовыми инструментами для иностранных партнеров является отсутствие возможности проведения ликвидационного неттинга в случае банкротства одной из сторон. Закон о рынке ценных бумаг в контексте торгового репозитария эту задачу решает. "Мне кажется, что наличие этих функций позволит удовлетворить и запросы регулятора, и запросы участников рынка. При этом создается стимул для участников рынка: если хотите получать право на ликвидационный неттинг, у вас должно быть генеральное соглашение и сделка должна репортироваться в торговый репозитарий. Мы ждем выхода приказа ФСФР и надеемся, что соискатели на статус торгового репозитария найдутся", - заключил Чистюхин.

Подзаконные нормативные акты, которые прописывают порядок функционирования центрального контрагента, также пока готовятся ФСФР. Центробанку также необходимо будет менять текущий режим надзора и устанавливать специальные коэффициенты рисков в отношении центральных контрагентов и тех сторон, которые заключают с ними сделки. Речь идет в первую очередь о расчете двух нормативов - это норматив Н1 и норматив Н6. Если оставить значение нормативов на прежнем уровне, это приведет к тому, что центральный контрагент будет очень ограничен в своей деятельности и фактически не сможет обеспечить нормальное осуществление сделок, проведение операций с рыночными участниками. Поэтому сегодня ЦБ ведет работу по двум направлениям. С одной стороны, решается вопрос о том, чтобы центральный контрагент с точки зрения своей устойчивости соответствовал самым высоким стандартам, заданным Базельским комитетом по банковскому надзору. С другой стороны, ведется работа по применению к высоконадежным центральным контрагентам пониженных коэффициентов риска по тем требованиям, которые возникают в рамках их операций с клиентами. Регулятор надеется завершить эту работу к середине лета, однако для этого очень важно, чтобы все необходимые нормативные документы выпустила ФСФР.

На банковском форуме также была озвучена инициатива Центробанка о выделении в отдельную категорию системно значимых инфраструктурных организаций. Туда могли бы войти национально значимые банки и национальные платежные системы. Сегодня прорабатывается вопрос об отдельном регулировании и надзоре за такими организациями. В их отношении могут быть введены достаточно жесткие требования к корпоративному управлению, к системам управления рисками (в частности, для центрального контрагента правильная система управления рисками влияет на принципы расчета отдельных нормативов). По замыслу ЦБ, главное - обеспечить непрерывность деятельности этих организаций, поэтому для них необходимо предусмотреть специальные процедуры финансового оздоровления или банкротства.

Экономика Финансы Инвестиции Экономика Бизнес