Неаполитанский историк Винченцо Пачелли не сомневается: великий итальянский живописец Микеланджело Караваджо скончался вовсе не от изнурительной болезни,как утверждает официальная версия, а от удара кинжала одного из мальтийских рыцарей, действовавших по приказу Ватикана.
Таинственные подробности кончины великого мастера барокко, одного из самых обожаемых итальянских художников и, по совместительству, весьма противоречивой и скандальной личности Микеланджело Меризи де Караваджо давно не дают покоя поклонникам его гения. По одной из последних версий, Караваджо ушел из жизни 18 июля 1610 года в городе Порто-Эрколе (Тоскана) из-за сразившей его желудочной инфекции. Такие выводы были сделаны после обнаружения могилы некого господина, похороненного в плаще рыцаря мальтийского ордена и с мечом этой влиятельной по тем временам организации, в рядах которой некогда состоял сам Караваджо.
Однако эти доводы, считавшиеся до нынешнего дня официальными, вызвался оспорить профессор истории университета Неаполя Винченцо Пачелли. Свою точку зрения он представил в увесистом труде под названием "Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо между искусством и наукой", подготовленным совместно с группой ученых, искусствоведов и медиков. По убеждению Пачелли, обнаруженная могила не может по определению иметь отношение к Караваджо. Во-первых, на момент своей кончины он уже давно не состоял в членах Мальтийского ордена, а, во-вторых, в этот период Микеланджело действительно страдал от сильного недуга и был слишком слаб, чтобы таскать на себе тяжелый плащ и меч. Плюс ко всему, как утверждает историк, смерть такого знаменитого человека, не могла пройти незамеченной, не оставив после себя ни медицинского заключения, ни надгробной плиты.
Тем не менее Пачелли не отрицает, что умер великий ломбардиец в июле 1610 года (в дате разночтений нет), но в другом месте - в городке Пало.Иначе говоря, до Порто-Эрколе художник просто не доехал. Караваджо оказался в Пало по пути в Рим, откуда бежал после вынесения ему смертного приговора за убийство в 1606 году своего приятеля и конкурента Рануччио Томмазони. После долгих скитаний неугомонный и тщеславный Караваджо решил вернуться в "вечный город", чтобы попытаться вымолить у кардинала Сципиона Боргезе помилование в обмен на один из своих неподражаемых шедевров. Это решение, по мнению Пачелли, стало для Караваджо роковым. По парадоксальному стечению обстоятельств, живописец, пользовавшийся покровительством нескольких высокопоставленных церковных сановников, стал жертвой жестокого покушения, заказчиком которого была папская курия. Винченцо Пачелли не сомневается: Караваджо был зарезан кинжалом одним из рыцарей мальтийского ордена. Историк также утверждает, что художник довольно часто злил Церковь своими чересчур откровенными произведениями, идущими вразрез с ее высокой моралью. Одним словом, "курии было выгодно избавиться от персонажа, подвергающего под сомнение ее догматичные принципы и относящегося к ее святыням без должного почтения", - заключает Пачелли.