Новости

03.04.2012 00:42
Рубрика: Экономика

Право на влияние

В России формируется институт лоббизма
Текст: Павел Толстых (руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, кандидат политических наук)

Президент в середине марта поручил минэкономразвития организовать с минюстом общественное обсуждение по вопросу формирования института лоббизма. Об этом сообщается в Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы, опубликованном на сайте Кремля. В документе указано, что конкретные предложения должны быть внесены в президиум президентского Совета по противодействию коррупции до 1 декабря 2012 года. При этом должен быть учтен мировой опыт и рекомендации международных организаций.

Чуть ранее при Совете при президенте РФ по противодействию коррупции создана рабочая группа под руководством главы минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти. Одним из направлений деятельности рабочей группы является проработка вопроса о правовом регулировании лоббистской деятельности в РФ. Ответственным за проработку этого вопроса в рамках рабочей группы определен РСПП.

Закон о лоббизме - это закрепленное в законе право или механизм, по которому общество может воздействовать на власть. Соответственно закон о лоббизме, если мы берем англосаксонский его вариант, существенно расширяет возможности общества участвовать в управлении делами государства. Как это происходит на практике? Хочешь воздействовать на власть, зарегистрируйся при уполномоченном органе. Зарегистрировавшись, ты получаешь беспрепятственный доступ в здания законодательной и исполнительной власти, имеешь право запрашивать и получать информацию о готовящихся политических решениях, участвовать в заседаниях профильных для тебя комиссий, экспертных групп и комитетов, отстаивать свою точку зрения. Для контроля за влиянием лоббистов предусмотрена жесткая процедура отчетности. Раз в полгода лоббист обязан раскрыть информацию обо всех средствах, полученных на политическое влияние от заинтересованных групп, предоставить информацию обо всех контактах в госсреде, максимально подробно отчитаться о всех тратах, произведенных в рамках лоббистской деятельности. Отчетность - это возможность со стороны государства и общества (так как все отчеты публичны) контролировать лоббистское влияние, а также противодействовать возможной коррупционной составляющей. При этом надо понимать, что воздействие на власть не синоним коррупции, коррупция - уголовно наказуемое деяние, лоббист, дающий взятку, это уже не лоббист, а преступник.

Как же происходит это легальное влияние на власть и как на практике действуют профессиональные лоббисты? Под словом влияние прежде всего понимается информирование и убеждение. Как и хорошие адвокаты, лоббисты досконально понимают предмет своей отраслевой специализации. Если мы говорим о лоббистах корпораций, они прекрасно знают детали производства, его экономические и социальные аспекты, регулирующее отрасль законодательство. Соответственно, если готовящееся политическое решение противоречит их интересам, они стараются убедить участвующих в выработке государственного решения чиновников, что принимаемое решение негативно отразится прежде всего на государственных интересах. На практике подбираются самые разные, но соответствующие корпоративным интересам ведомств доводы. Соответственно с чиновниками минсельхоза лоббисты говорят о сельском хозяйстве, с представителями минфина - о пополнении федерального бюджета, с минэкономразвития - об инвестициях и рабочих местах, с депутатами, сенаторами и губернаторами - о строительстве нового завода в их регионе или о финансовой помощи их избирательной кампании на предстоящих выборах.

В зависимости от политической системы и развитости гражданского общества тактика лоббистов различается. По моим наблюдениям, в тех странах, где существует прямая зависимость политиков от избирателей (например, существуют выборы в парламент по одномандатным округам), а также развитое гражданское общество, лоббисты для убеждения конгрессменов апеллируют к интересам избирателей конкретного округа или к группам влияния, которые, в случае если политик будет поддерживать эту инициативу, с удовольствием поддержат его на предстоящих выборах. В странах, где зависимость публичных политиков от общества незначительна, используются методы кулуарного воздействия, а результат достигается за счет построения коалиций и продуманной аргументации.

Можно уверенно утверждать, что лоббисты являются прекрасным индикатором уровня власти - там, где больше власти, туда и направлен интерес лобби различных групп, если государственный институт теряет свою власть, лоббисты перемещаются в тот орган, куда она переходит. Например, в США конгресс является чрезвычайно влиятельным органом власти, он оказывает существенное влияние на бюджетный и законодательный процесс. Следовательно, именно в нем работают большинство из 15 000 американских лоббистов.

Институт лоббизма во всем мире не так понятен обществу, например, как институт адвокатуры. Происходит так потому, что с адвокатами, так или иначе, сталкиваются все граждане, решая свои частные проблемы в судебном процессе. Однако вопросы, которыми занимаются профессиональные лоббисты в органах законодательной и исполнительной власти, напрямую вроде бы не затрагивают рядовых граждан. Это вопросы федерального законодательства, антимонопольного регулирования, тарифов, пошлин и пр. Эти темы волнуют скорее организованные группы - корпорации, различные ассоциации, профсоюзы, религиозные организации, иностранные круги влияния и пр. Однако именно лоббисты помогают этим группам, отражающим интересы различных социальных слоев, более эффективно реализовывать их интересы в органах власти. Таким образом, в конечном итоге лоббисты являются адвокатами общества, опосредованно помогая каждому его члену.

Экономика Бизнес