Народ получит возможность не только заглянуть в чиновничий карман, но и прикинуть хотя бы на глазок, достаточно ли там законно заработанных средств, чтобы оплатить роскошные покупки в виде яхт, самолетов и заграничных апартаментов.
Впрочем, прямого ответа на этот весьма чувствительный вопрос пакет президентских законопроектов, поступивший на Охотный Ряд, не дает. Но определяет процедуру, позволяющую сделать некоторые выводы по соразмерности доходов и расходов тех, на кого пало подозрение в коррупции.
О своих собственных доходах, а также доходах ближайших родственников - супругов и несовершеннолетних детей - чиновники разного уровня, в том числе "самые руководящие", депутаты, сенаторы и даже премьер с президентом рассказывают ежегодно с 2010 года. В 2011 году круг тех, кто обязан подавать декларации о доходах, пополнился сотрудниками госкорпораций. Само по себе представление таких сведений дисциплинировало госслужащих и для профилактики коррупционных действий было нелишним.
Однако, как поясняется в комментариях к новым инициативам Дмитрия Медведева, "полностью антикоррупционный потенциал этой меры может раскрыться лишь при установлении контроля над источниками средств, на которые приобретается имущество". Чиновники и прочие государственные мужи из установленного законом списка до сих пор признавались в том, что имеют. Теперь их попросят еще и подтвердить, что земельные участки, акции, объекты недвижимости и транспортные средства приобретались ими самими или их супругами и несовершеннолетними детьми на законные доходы. Если по этому поводу появятся сомнения, вызванные "достаточной информацией" о том, что госслужащим или членами его семьи совершена покупка на сумму, превышающую общий доход чиновника и его супруги по основному месту их службы за последние три года, предшествующие совершению сделки.
Такая информация может поступить из разных источников - банка, правоохранительных органов, Пенсионного фонда, Общественной палаты, СМИ, политических партий. Но анонимные сигналы в счет не идут и "достаточной информацией" для того, чтобы взять под контроль расходы госслужащего, считаться не будут. Решение о таком контроле принимается в порядке, определяемом нормативными актами президента, если попавший под подозрение чиновник самого высокого ранга, или нормативными правовыми актами федеральных органов. И дальше вниз по лестнице - уровень принятия решения будет зависеть от того, на какой ступеньке стоит работник. Правда, по поводу такого порядка у некоторых депутатов возникли опасения - а не станет ли руководитель использовать контроль над расходами, чтобы подвести под увольнение неугодного чиновника.
Декларация обо всех расходах "подконтрольного" чиновника или, к примеру, депутата в таком случае не требуется. Но он должен сообщить "об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка". Если такие сведения представлены не будут, это квалифицируется как правонарушение, которое грозит "отказнику" увольнением со службы. Эта норма не распространяется на президента РФ, членов федерального правительства, сенаторов, депутатов Госдумы и региональных заксобраний, а также федеральных судей. Как следует из проекта, эти категории лиц будут предоставлять данные о расходах в добровольном порядке.