Новости

05.04.2012 00:25

Синий-желтый-красный

Правоведы предлагают антикоррупционные рейтинги для госструктур, регионов и бизнес-среды

Антикоррупционные индексы должны показать, как у нас с честностью в той или иной сфере. Когда они покраснеют, пора принимать меры.

Но для начала подобную систему надо разработать.

- Мы начали сбор предложений по разработке критериев для определения так называемых индексов коррупционности, - сообщил президент Центра экспертно-аналитических исследований, руководитель органа добровольной сертификации негосударственных судебных экспертов Николай Гречуха. - Полагаю, такая система должна вводиться совместно институтами гражданского общества и государства, только тогда будет эффект.

На официальном уровне идея прозвучала в ходе обсуждения проекта концепции взаимодействия государства и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции. Документ был разработан рабочей группой мин юста. Однако к его подготовке подключились широкие слои гражданского общества, включая представителей юридической науки, известных правоведов, правозащитников, независимых экспертов. Активное участие в подготовке документа принимали и представители Ассоциации юристов России. Среди предложений были те самые "индексы коррупционности" отраслей, регионов, решений органов власти. Правда, поначалу у некоторых наблюдателей идея вызвала язвительные замечания, мол, что это такое - присвоить каждому гаишнику номер, в зависимости от того, сколько сумел набрать взяток? Может, еще и премии выписывать взяточникам, попавшим в топ?

- Индекс должен быть один: полный нуль, - сказал в разговоре с корреспондентом "РГ" директор одной из юридических фирм. - Все, что выше, - повод для возбуждения уголовного дела. Однако сторонники предложения не разделяют подобного сарказма. По их словам, "индексы" на самом деле подразумеваются как сигнал тревоги. Принят же, скажем, закон об уровнях террористической угрозы, "синий" - "желтый" - "красный". Нечто подобное может появиться и для обозначения коррупционной угрозы.

- Систему подобных индексов можно было бы ввести в рамках мониторинга законодательства и правоприменительной практики в стране, - говорит Николай Гречуха. - Этой работой активно занимается министерство юстиции, которое собирает и обобщает информацию, подготовленную юристами-практиками, независимыми экспертами, представителями юридической науки.

Например, не так давно минюст подписал соглашение с Санкт-Петербургским госуниверситетом о сотрудничестве в области мониторинга правоприменения. Эксперты юрфака Санкт-Петербургского университета готовят ежемесячные отчеты для минюста, в которых содержатся в том числе антикоррупционные предложения. Теперь надо пойти дальше, считают сторонники системы "коррупционной тревоги". Они предлагают разработать систему критериев, по которым можно высчитывать индексы. Потом останется только брать отчеты со всей страны, подготовленные для минюста различными институтами гражданского общества.

- Одним из таких критериев может стать число уголовных дел, возбужденных по коррупционным статьям, - говорит Николай Гречуха. - Также, полагаю, необходимо учитывать число жалоб, поступающие отзывы граждан.

Не секрет, жалобам граждан часто не дают хода вовсе не потому, что там неправда. Скажем, жалобы на печально знаменитый "Дальний" тоже долго отклонялись, проверяющие в упор не видели пыток, пока очередному задержанному не разорвали внутренности. Так что рост жалоб - серьезный показатель, что где-то что-то не в порядке. Дыма ведь тоже без огня не бывает.

Свои индикаторы должны быть для разных сфер: индексы предполагается вводить для министерств и ведомств, отраслей промышленности, регионов. Например, в регионах в качестве критерия можно брать число малых предприятий. Эксперты давно говорят, если мелкий частник где-то не выживает, значит, как пить дать, его там душат. Скажем, раки, говорят, живут только в чистой воде. Так или нет, пусть решают биологи. Но малый бизнес уж точно живет только в чистой среде: где нет постороннего давления, коррупционных примесей, грязного произвола. Еще в регионе можно в качестве критерия брать число успешных в бизнесе родственников губернатора и его окружения. Нет, мы верим, что если сынок какого-нибудь вице-губернатора вдруг стал миллионером, "виной" тому исключительно его бизнес-таланты. Но если число родственников-миллионеров превышает разумные пределы, а вокруг как выжженная пустыня - никого из неродных предпринимателей рядом, то надо задуматься. Может, пора объявлять коррупционную тревогу?

У министерств и ведомств должны быть другие критерии. Баллов для индекса могут добавить или убавить, скажем, разработанные ведомством нормативные акты. Много замечаний у независимых экспертов? Надо смотреть, откуда дым.

Досье "РГ"

Отдельные правозащитные организации уже пытались создавать рейтинги коррупционности правоохранительных органов. А Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства в ходе своего исследования составляла рейтинг российских регионов по качеству условий для развития бизнеса. Известны также различные международные рейтинги.

Теперь экспертное сообщество предлагает на основе научных методик разработать систему антикоррупционной оценки различных сфер. Единые рейтинги и индексы должны стать авторитетными показателями для государства и граждан.

цифра

236 тысяч рублей составил средний размер выявленной взятки в прошлом году. По данным Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ

Последние новости