Янин: Россияне должны иметь возможность менять оператора связи, сохраняя номер

Конфедерация обществ потребителей предлагает внедрить в законодательство систему, позволяющую менять оператора связи, сохраняя при этом действующий номер мобильника. 10 апреля на заседании открытого правительства глава Конфедерации Дмитрий Янин планирует озвучить эту идею перед президентом.

"Система, которую мы предлагаем, усилит конкуренцию и снизит цены на связь", - рассказал корреспонденту "РГ" Янин. Соответствующий пункт, кстати, содержится в рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития, куда наша страна хотела бы вступить. Вводить такую практику необходимо поправками в закон о связи.

Подобную возможность уже имеют жители 60 государств, в том числе белорусы и украинцы. Там потребители "ногами" могут реагировать на некачественную связь и высокие тарифы, объясняет глава КонфОП. Важно, чтобы переход для потребителей был бесплатным и выполнялся в самые сжатые сроки, чтобы люди не оставались без связи. В среднем по Европе смена сотового оператора занимает один-два дня, в Канаде, США и Чили - несколько часов. Практически везде эта услуга бесплатная.

КонфОП видит эту процедуру так: после погашения имеющихся долгов перед неудовлетворяющим оператором потребитель информирует выбранного оператора о своем желании подключиться к его услугам. Далее операторы уже решают этот вопрос между собой.

"Мы будем настаивать, чтобы это занимало не более двух дней, и обязательно было бесплатным", - сообщил "РГ" Янин. В нашей стране рынок мобильной связи остается малоконкурентным, по крайней мере, в столичном регионе, отметил эксперт. Это во многом связано с искусственными барьерами, считает он.

Однако самым проблемным в области защиты прав потребителей является рынок финансовых услуг. Одни россияне принесли в банки почти 12 триллионов рублей, другие заняли у банков 5,6 триллиона рублей, привел статистику Дмитрий Янин. "Причем большая часть кредитов взята под грабительские проценты", - сетует он. По мнению КонфОП, дробление ставки и переименование комиссий нужно запретить.

Россияне тем временем все чаще стали жаловаться на финансовые услуги и связь. Так, 55 процентов обращений, поступивших в Роспотребнадзор в 2011 году, связаны именно с недовольством оказанными услугами, рассказал глава ведомства, Главный государственный санитарный врач Геннадий Онищенко на прошедшей вчера международной конференции, посвященной защите прав потребителей. "Впервые число жалоб на некачественные услуги превысило количество обращений, связанных с плохими товарами", - отметил Онищенко. Глава Роспотребнадзора объясняет такую динамику ростом правовой грамотности и активности россиян.