В Екатеринбурге состоялся "круглый стол", на котором оценили перспективы развития "зеленого" домостроения на Урале.
Как известно, термин "зеленое здание" в Россию пришел с Запада. Под экожильем понимается энергоэффективный и вписанный в окружающую среду дом, комфортный для человека на протяжении всего жизненного цикла. Учитывается все: местоположение, рельеф участка, экологичность и долговечность стройматериалов, роза ветров, инсоляция, уровень энергопотребления, транспортная инфраструктура.
Критерии green building определяются стандартами, среди которых наиболее известны американский LEED, британский BREEAM и немецкий DGNB. Здание получает сертификат, где обозначена степень его воздействия на окружающую среду и на человека. Наличие такого документа автоматически повышает капитализацию объекта.
Пионером "зеленой архитектуры" считается Западная Европа. Там сегодня, к примеру, можно встретить стеклянные дома, которые практически не допускают выбросов углекислого газа в атмосферу, или жилье из вторсырья. Екатеринбургу до таких архитектурных изысков пока далеко.
- Местные потребители и застройщики под экожильем обычно понимают деревянный или кирпичный коттедж, расположенный на опушке леса или на берегу реки. Между тем одна из задач настоящего экодевелопмента - адаптация городской среды под требования экологических стандартов, в том числе рациональная эксплуатация прилегающей к домам территории, надземного и подземного пространства, - поясняет Андрей Никифоров, руководитель строительного проекта.
К сожалению, большинство среднеуральских новостроек пока не может похвастать green-статусом: их красивые фасады порой соседствуют с неказистым частным сектором или выполняют роль ширмы, прикрывающей стандартный двор с хрущевками и железными гаражами. При этом мусор новоселам предлагают не сортировать, а складировать на открытой контейнерной площадке, парковаться же им приходится на газонах, потому что подземная стоянка, по уральской традиции почему-то не входящая в стоимость квартиры, многим не по карману.
Основная причина непопулярности экодомов в России, полагают участники рынка недвижимости, - это относительно невысокий, по сравнению с Европой, уровень доходов населения. Даже на Западе основные потребители экожилья - обеспеченные люди. У нас таких немного, учитывая, что до 40 процентов квартир в России приобретается в ипотеку. И застройщики, и покупатели больше заинтересованы в снижении себестоимости квадратного метра, чем в экоменеджменте. Возможно, ситуация изменится, если заказчиками строительных проектов выступят международные компании, которые приобретают или арендуют помещения только в "зеленых" зданиях.
Сергей Архипов, председатель комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга, для стимулирования экостроек предлагает ввести добровольные экологические паспорта, в которых будет содержаться вся необходимая информация о здании. По его мнению, это не должно вызвать резкого удорожания квадратного метра. Если плата за эксплуатацию жилья увеличится на пару тысяч рублей в год, владельцы квартир этого даже не заметят, уверен чиновник. Зато людям будет приятно сознавать, что они живут в безопасном для здоровья здании.
Экопаспорта на квартиры уже сегодня может заказать любой желающий. Одна из екатеринбургских фирм предоставляет эту услугу бесплатно.
- Город условно поделен на восемь секторов, для каждого составляется свод предельно допустимых внешних выбросов (ПДВ). Картина очень быстро меняется, примерно каждые три месяца. Даже если внешне район зеленый, красивый, на самом деле его санитарное состояние может быть далеко от нормы, - рассказывает Андрей Тюльканов, директор компании.
Одним из перспективных направлений green building на Урале считается преобразование депрессивных территорий (промзон, ветхих кварталов) в микрорайоны современной комплексной застройки. Другим трендом, по мнению Сергея Архипова, могла бы стать организация зеленых зон на крышах многоэтажек. Несмотря на понижение комплексного индекса загрязнения атмосферы с 18 до 12,5, Екатеринбург все еще испытывает ряд проблем. В последние годы город массово избавлялся от старых тополей, но молодые деревья, высаживаемые им на смену, пока не способны к активному фотосинтезу, в результате резко упало содержание в атмосфере кислорода. К тому же в столице Урала довольно высок уровень автомобилизации, на долю машин приходится до 80 процентов из 162 тысяч тонн ПДВ в год.