На днях правительство региона утвердило концепцию комплексной программы развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства на 2012-2016 годы. Впервые она предусматривает выделение бюджетных средств на массовое обновление лифтов в многоэтажных жилых домах.
- За последние четыре года в рамках региональной целевой программы по капремонту многоквартирных домов удалось заменить порядка 1,5 тысячи лифтов, - говорит министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.
В жилых домах Среднего Урала (главным образом в Екатеринбурге) насчитывается 12,5 тысячи подъемных устройств. По данным Уральского управления Ростехнадзора, 30 процентов оборудования уже признано устаревшим, а около семи процентов вообще не работает.
Учитывая, что замена одного лифта обходится в среднем в полтора миллиона рублей, на продолжение этой работы необходимо уже сейчас семь миллиардов. Федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ, на средства которого до сих пор в основном осуществлялась программа, выделить такую сумму не обещает. Для жильцов расходы тоже непосильны (по подсчетам областного министерства, они могут составить от 50 до 75 тысяч рублей на одну квартиру). Поэтому в Свердловской области принято решение о том, что основные траты возьмут на себя региональный и муниципальные бюджеты, а жители многоэтажек внесут лишь около пяти процентов от общей суммы.
Надо учитывать и темп износа лифтов: если срочно не принять мер, то уже через пару лет до 40 процентов этих механизмов могут остановиться. К тому же с ноября 2010 года действует федеральный технический регламент, согласно которому лифты нельзя эксплуатировать свыше 25 лет, так что вопрос замены подъемных устройств в многоэтажках 1970-х годов постройки действительно стоит очень остро.
Однако его решение упирается не только в нехватку денег, но и ограничивается возможностями производителей. Сегодня новое оборудование поставляет главным образом лифтостроительный завод из Щербинки. Профильное предприятие в Екатеринбурге, когда-то на 90 процентов обеспечивавшее Советский Союз грузовыми лифтами, уже давно перебивается в основном поставками комплектующих узлов для подмосковного монополиста. Удовлетворить растущий спрос даже в своем регионе этот завод вряд ли сможет.
Четыре года назад, когда проблема уже обозначилась вполне отчетливо, правительство Свердловской области решило возродить лифтостроение на Урале и заявило о старте проекта "Уральский лифт". Планировалось создать бытовое подъемное устройство, менее дорогое и более надежное, чем большинство аналогов, а затем освоить его производство силами целого ряда промышленных предприятий региона. Тогда же определили исполнителей, без задержек взявшихся за дело.
- С поставленной задачей мы справились, - говорит руководитель проектной организации, выполнявшей заказ, Евгений Раскатов. - Лифт нашей конструкции на десятки тысяч рублей дешевле других отечественных образцов. Его стоимость удалось снизить, в частности, за счет замены сортового проката листовым, а вместо трудоемких сварки и подгонки применяются высокоточные лазерная резка и гибка металла. И все это не в ущерб комфорту и безопасности. Более того, благодаря ряду технических решений наш лифт и по этим параметрам выгодно отличается от предшественников. Например, в числе ноу-хау - самодиагностика поломок.
Одновременно с проектированием уральского лифта решался вопрос о его серийном производстве. Проект должен был войти составной частью в программу внутриобластной кооперации: новые лифты собирались изготавливать сообща 17 среднеуральских предприятий. К примеру, электропривод поручался оборонному научно-производственному объединению из Екатеринбурга, а значительная часть "механики" - крановому заводу в рабочем поселке Пышма. Местные власти были в восторге от проекта в плане социальных перспектив (намечалось создать более полутора тысяч новых рабочих мест), но надежды не сбылись. Во всяком случае, пока.
- К сожалению, финансирование проекта ограничилось краткосрочными текущими затратами основных исполнителей, - вспоминает Евгений Раскатов. - Затраченных средств хватило лишь на отработку технологии да изготовление опытного образца. Так что запуск нового лифта в серию - дело будущего.
Как рассказал главный инженер областной ассоциации лифтовиков Леонид Мокрушин, реализация проекта тормозится еще и потому, что детище среднеуральских инженеров не прошло госэкспертизу. Причина та же - не хватило денег. Вот уже два года опытный образец пылится на складе в ожидании вердикта специалистов.
По мнению независимых экспертов, дело застопорилось из-за недостаточной преемственности в областных коридорах власти. Активно поддержавший идею на старте областной премьер Виктор Кокшаров сейчас не имеет прямого отношения к формированию промышленной политики в регионе - он возглавляет федеральный университет. Там же преподает доктор технических наук Евгений Раскатов, руководимый которым коллектив разработчиков прекратил участие в реализации проекта. Правда, совершенствование уральского лифта продолжается силами нескольких университетских кафедр, но этого явно мало. Как считают эксперты, наладить производство можно только с помощью государственно-частного партнерства, обеспечив целевое инвестирование из различных источников - от бюджетов до кредитов и средств исполнителей.
При необходимых стартовых затратах, уверены разработчики, проект "Уральский лифт", застрявший где-то между этажами областных ведомств, обещает ускоренную окупаемость за счет технологичности продукции плюс социально-экономический эффект для промышленных предприятий и жилищно-коммунального сектора региона.