Жигулевск город маленький. Всего 60 тысяч населения. Никакого отношение к знаменитому пиву не имеет. Хотя история, которая недавно счастливо завершилась, напрямую связана с этим пенным напитком.
Сейчас все взбудоражены чередой трагедий с детьми. Один Брянск чего стоит. На фоне кровавых и загадочных исчезновений происшествие в Жигулевске кажется малозначительным. Но не для самих жигулевцев. История такова: пропал трехлетний Дима Карандашев. Папаша попил пивка и потерял ребенка. Через три дня поисков мальчонку замерзшего и голодного нашли под трубами теплотрассы. Тут жигулевская общественность была единодушна: лишить папашу родительских прав и в Сибирь, на лесосеку. Но суд решил иначе.
О вреде пьянства в семье написаны трактаты и романы, сняты высоко и низко художественные фильмы. Поэтому когда сарафанное радио разнесло: 27-летний Володька Карандашев пошел в детский садик за сыном, встретил приятелей, набухался и только на третий день вспомнил о мальчонке, - возмущению не было предела. Полиция и добровольцы прочесывали город и день, и ночь. Многочисленные свидетели подтверждали: да, видели Володьку Карандашева пьяного, с сыном. То они ехали в автобусе, то стояли в очереди за пивом. Сын будил папу на лавке. А тот мычал что-то в ответ. На этом сведения обрывались.
Папаша пришел домой на "автопилоте" и только утром хватился пропажи. Ничего не помнил.
- Может, ты его убил? - спросили в полиции.
- Ой! Может... - испугался Володька, и железная решетка захлопнулась за ним.
- Вы знаете, чем знаменит наш Жигулевск? - рассказывает руководитель пресс-службы городской администрации Екатерина Родионова.
- Заповедными Жигулями!
- И этим тоже. Здесь особый менталитет. Строили ГЭС заключенные. А кто при Сталине был на стройках коммунизма? Цвет нации. Интеллигенция. Именно их потомки сейчас ходят по нашим улицам. А чтобы дошкольник один в городе находился - это просто из области фантастики! Был случай мама-алкоголичка отправила своего ребенка в школу в 5 утра. Время перепутала. Так ребенка прохожие сразу в полицию доставили. Или идут ребятишки по Московскому шоссе. Тут же останавливается машина. Совершенно посторонние люди забирают детей и везут в отделение. Равнодушных в нашем городе нет!
- Этот случай всколыхнул наш городок, - вторит начальник отдела по делам семьи, охране материнства и детства департамента социального развития администрации городского округа Жигулевск Ирина Маханек. - У нас в городе любят детей. Чадолюбие здесь чрезвычайно развито.
- А почему Владимира Карандашева не лишили родительских прав? Пьяный потерял ребенка...
- Наша работа настолько жестко регулируется законом, что самостоятельно принимать решения мы просто не можем. В данном случае мы так же поступили строго по закону. Первый раз у него ведь. И потом раньше эта семья у нас на учете не состояла. Суд определил наказание Владимиру Карандашеву 70 часов общественных работ. Мы, в свою очередь, теперь наблюдаем за этой семьей чуть ли не под микроскопом. Раз в месяц приходим в дом. Без предупреждения. Разговариваем с соседями. Они-то все знают. Кто ходит, пьет ли, курит. Тревожных сигналов пока не поступало. Если вдруг папа употребит, мы тут же узнаем и запустим процедуру лишения родительских прав, - отрапортовала Ирина. А потом уже менее официально: - А вы сами-то видели эту семью? Там папа - это заботливая мама. Чистота в квартире как в операционной. Игрушки по полочкам стоят. Полный холодильник. А мама наркоманка, дважды лишена родительских прав и на суд даже не пришла...
Володя Карандашев встретил Дашу Суворову "на районе". И тут же влюбился на всю жизнь. Она была первой красавицей квартала, а, может, и микрорайона. Высокая стройная брюнетка с модельной походкой на высоченных шпильках. Говорят, мужики сами штабелями складываются при виде такой. Володя и сложился. Только переступила Даша через него и дальше пошла. Цок-цок-цок.
Кто был Володька тогда? Худой пэтэушник. Учился на газосварщика. Без машины и положения в дворовой иерархии. Были бы очки - кличка была бы у Володи Очкарик. А так "карандаш". А за Дашей заезжали кавалеры на тонированных "десятках" и возили ее гулять в соседний Тольятти, где ресторанов гораздо больше, чем автобусных остановок в Жигулевске.
И тогда юный Карандашев твердо решил стать настоящим мужиком. Пошел служить по контракту на Дальний Восток в войска ПВО. Через три года вернулся возмужавший. А Дашутку не узнал. Спеси поубавилось. Выскочила она замуж. Родила дочку. Стала, как и муж, пить. Семья рушилась на глазах. А тут бравый сержант из далекого детства приехал. Руку и сердце предлагает. Квартира своя. Бросила она ребенка на свекровь и переехала к Володьке в однушку. Наверное, это был самый счастливый миг в семье Карандашевых. Но он моментально пролетел. На то он и миг.
Дашины загулы становились все продолжительней. Иногда по нескольку дней шлялась по "подругам". Володька терпел. Гораздо хуже, когда приходишь домой с работы, - а жена пьяная валяется. Любовь к Даше и любовь к порядку недолго боролись. Победила женщина. И Володька стал попивать вместе с супругой - так она хоть дома оставалась.
Однажды Карандашев пришел с работы. Даша как всегда была в отключке. На столе лежал шприц с остатками бурой жидкости. Его словно током ударило.
Володя воспитывался в строгой семье. Это нельзя, туда не ходи. Когда мама узнала, с кем живет Карандашев-младший, она, как бы помягче выразиться, "прокляла" сына. Володя отчасти был рад. Наконец почувствовал себя свободным человеком. Но наркотики - это слишком. И он переступил порог отчего дома. Его сдержанно приняли. И поставили условие: во-первых, бросить Дашу. Во-вторых, "зашиться".
- У меня есть знакомая. У нее есть целитель. Кодирует с гарантией. Поехали! - приказала мама.
Володю отвезли в Димитровград к местному колдуну, а Даша сама съехала из "однушки". Стала жить с наркодилером, чтобы удобнее было ширяться. Сварит на кухне "винт" , придут друзья-наркоманы, уколются - день прошел.
Вскоре у Даши родился мальчик. Назвала она его Тимуром. Карандашев весь извелся. По срокам выходило, что мальчонка его. А Даша продолжала вести разгульную жизнь. Причем таскала Тимура с собой. В пеленках удобно прятать наркотики.
- Я два раза дверь выбивал, - рассказывает мне Володя Карандашев. - Все в дыму от травы. Лежат нарики без сознания. И мой сын на полу плачет. Вы представляете такую картину?
Ребенок для наркоманки со стажем вещь необходимая. На суде условный срок дадут. А то, что скоро будет суд, никто не сомневается. Притон все-таки накрыли. Дашу лишили родительских прав. Тут и появился Карандашев.
- Пошли в ЗАГС! - попросил Вова. - А то сына в детский дом сдадут.
За 15 минут в жигулевском ЗАГСе установили отцовство. Это сейчас просто. Нужно только два заявления в простой письменной форме. Володя зарегистрировал своего сына Дмитрием Карандашевым. Мамаша сделала папе ручкой. Больше Карандашевы ее не видели.
Папа Володи долго не признавал внука.
- Не наш ребенок-то! Нагуляла Дашка от наркомана какого-то! Не может так быть - родители брюнеты, а сын блондин, - ворчал он.
Володя жил с Митей в однушке. По соседству мама с папой. Устроился работать на кондитерский комбинат "Услада". Транспортным оператором - что-то вроде грузчика. Пока он вкалывает, с внуком сидит бабушка. Потом Митенька в ясли пошел. Стало легче. Каждый день Володя забирал Митю из сада и они шли гулять в сквер. Там их хорошо знали все мамаши с колясками. Разговоры о стиральных порошках, о пеленках и у кого молоко пропало, наводило тоску на Володю. Но у него рос сын. Самое дорогое в его жизни.
Про Дашу он не вспоминал. Колдун закодировал его не только от спиртного. Кстати, отличное колдовство получилось: за три года Володя даже не прикоснулся к бутылке. А как ухаживал за сыном! Митя был самым чистым и самым опрятным в группе. Рано стал разговаривать. По уровню развития намного опережал своих сверстников. Не ребенок, а мечта. Так и жила неполная семья Карандашевых до 29 сентября 2011 года.
В этот день Володя отпросился с работы пораньше. Зашел за сыном и они пошли в сквер. Там их поджидала Катя с дочкой - приятельница Володи. Дети игрались в песочнице. Катя делилась новостями с Володей, словно он подружка. В руках Кати была бутылка "Жигулевского". Потом дети захотели мороженого.
- Моему нельзя, у него гланды, - забеспокоился Володя, но в магазин пошел.
Взял мороженого для девочки. Сыну сок. Специально попросил не из холодильника. Так. Кате еще бутылку пива. А себе?
- Тут меня черт дернул, - говорит Володя. - Знаешь, как бывает? За компанию... Я и себе пива взял. Сели мы на лавочку, бутылки откупорили. За разговором пиво незаметно пошло. Потом мы Катю с дочкой до дома проводили. Тут у меня голова разболелась. Я таблетку выпил. Потом еще одну. Потом ничего не помню.
В кармане у Володи всегда лежали таблетки "Триган-Д". В детстве у него был гайморит. Периодически Володю донимали сильные боли. Врачи назначили этот анальгетик. На суде потом прозвучит мнение эксперта, что употребление болеутоляющего препарата вкупе с алкоголем может вызывать краткосрочную потерю памяти.
- Я утром проснулся. Димки нет. Я к маме. Думал, она его в детский сад отвела, - вспоминает Володя. - И тут я по-настоящему испугался. Побежал в полицию. Дальше вы знаете...
Димку нашли под трубами теплотрассы. Первым делом он спросил:
- Где папа?
А потом:
- Пить...
Мальчика отвезли в больницу. Сообщения некоторых СМИ о том, что он был обморожен, не соответствуют действительности.
- Я приехала в больницу к Диме сразу же, как его нашли, - вспоминает главный специалист отдела семьи Ирина Яковлева. - Мальчик был здоров. И не кашлял. А то написали, что у него развился бронхит! Только все время спрашивал, где папа. Мы ему: папа скоро придет...Врачи даже удивлялись: три дня без еды, а так хорошо выглядит. С ним работали психологи. Слава Богу, что все хорошо закончилось.
В Жигулевске говорят, что Димку так долго не могли найти потому, что его кто-то забрал к себе. Добропорядочный самаритянин. А потом, испугавшись, когда сначала по телевизору объявили, а потом листовками весь город обклеили, подбросил к коллектору. Там ведь тепло. Вы все видели фильм "Подкидыш" с Фаиной Раневской. Пока ребенка искали, он переходил из рук в руки. Спрашивать психологи об этом малыша не стали. Чтобы лишний раз не травмировать. Да и Владимир этот вопрос не заостряет. Зачем? Ребенок цел, здоров и вернулся к папе.
А ведь все могло быть иначе. Прокурор города Денис Авдеев тщательно готовился к этому процессу. Он был назначен гособвинителем. Статья "оставление в опасности" в случае Карандашева предполагала год лишения свободы. Ну и лишение родительских прав, соответственно.
- Я сам папа и прекрасно все понимаю, - говорит прокурор Жигулевска. - Оступился человек. Бывает. Но мальчик любит отца. А отец без ума от мальчика. Вы думаете, в детском доме лучше? Вы бы видели, как он за ним ухаживает. Пылинки сдувает. Он ему в больницу гостинцы носил каждый день. Игрушки. Мы ребенка в реабилитационный центр определили. С согласия отца, разумеется. А как Димка ждал, когда же это все кончится. Все домой просился. Какое сердце вынесет эту разлуку?
Государственное обвинение в лице прокурора Жигулевска просило суд определить наказание, не связанное с лишением свободы. Общественные работы - это в самый раз. Володя не стал опротестовывать наказание. На днях он возьмет скребок и будет убирать родной двор от снега. Сын будет рядом. Куда он Димку от себя отпустит?
Я подкарауливал Карандашевых возле детского сада. Мне позарез нужен был снимок: папа и я - счастливая семья. Володе позвонил сам прокурор и попросил встретиться с журналистом. После шумихи в прессе Карандашевы прячутся от нашего брата.
- Уже одеваемся и выходим, - ответил по телефону Володя.
Но снимка не получилось. Вмешалась строгая бабушка. Она грудью защищала внука от фотокамеры. Дима сидел в саночках и счастливо улыбался из-под капюшона. В руках лопатка. От бабушки исходила такая родительская энергия, что я за маленького Карандашева спокоен. В таких руках и Карандашев-старший теперь ходит по струнке. Что там какие-то 70 часов исправительных работ!
Бабушка взяла санки в свои руки и быстро-быстро увезла Митю домой. Володя остался, чтобы ответить на несколько моих вопросов.
- Как у тебя сейчас с алкоголем?
- Ни-ни! Ни капельки! Что я, не понимаю? На карту поставлена вся моя жизнь. Мне без Митьки хана.
- А Дашу вспоминаешь?
Володя помрачнел. Видно было, что слова даются с трудом:
- Это пройденный этап. Знаю от общих знакомых, что она живет с одним барыгой. Тот наркотики достает. С иглы так и не слезла. Родила еще одного ребенка. То ли мальчика, то ли девочку.
- А если встретишь ее на улице?
- Пройду мимо. Нас для нее не существует. И ее для нас...
Каждую минуту у Володи трезвонил телефон. Это вездесущая бабушка торопила папу домой. Стол накрыт. Димка без папы есть отказывается.
- Ты уж прости, в гости не зову. У нас там бабушка против, - извинился на прощание Володя.
И он твердо зашагал к своему подъезду.
Эта история закончилась счастливо. Строгий дедушка наконец-то признал внука. Семья Карандашевых после пропажи Димки сплотилась. Володя и без колдунов шарахается от бутылки так, словно там заключен коварный джинн. Одного не хватает семье Карандашевых - любящей мамы. Одинокий папа с ребенком - для Жигулевска это нонсенс. Обычно все наоборот. А Володя застенчив. Не клюют на него местные красавицы. Да и Володя, видать, Дашу еще не забыл. Ау! Невесты, где вы? Я верю, что у Карандашевых все еще впереди.
Прокурор города Жигулевска Денис Авдеев восстановил весь путь Владимира Карандашева от детского сада "Аленушка" до самой квартиры. На каком этапе потерялся ребенок не знает ни следствие, ни сам Карандашев.
- Грустно одно, что многочисленные граждане видели Карандашева в заторможенном состоянии вместе с маленьким ребенком и никто не заявил в правоохранительные органы. Ведь не было бы ни суда, ни трехдневного испытания для маленького Димки. Мы тщательно изучили характеристики с места работы Владимира. По человечески я ему сразу поверил. Но ведь надо еще и проверить. Он прошел проверку на "детекторе лжи" дважды. Все слова подтвердились. Считаю, что нельзя лишать мальчика ласки и тепла. Поэтому я, как государственный обвинитель, потребовал наказание, не связанное с лишением свободы, - рассказал "РГ" прокурор.
А Володя дал ему слово больше никогда не пить.