06.04.2012 13:32
    Поделиться

    Журналисты "РГ" выяснили, как в Казани слышащие и глухие находят общий язык

    Жительница Казани Юлия Колесова посвятила свою жизнь работе с глухими: она выучила язык жестов и делает все, чтобы эти люди не чувствовали себя одинокими.

    До чего довел язык

    - Мне всегда казалось, что люди говорят очень много слов, но не всегда понимают друг друга, - говорит Юлия. - Видимо, поэтому я заинтересовалась языком глухих. Ведь он, по сути, международный.

    Изучать его она начала еще на втором курсе философского факультета КГУ, купив несколько учебников жестового языка и отыскав пособия в интернете. По этим материалам и постигала азы.

    Уже по окончании вуза Юлия стала искать работу. Пробовала себя в самых разных сферах: рекламный менеджер, продавец в книжном магазине, экономист в Национальном музее РТ. Но занятия по душе найти так и не удалось. Пока однажды она не оказалась рядом со школой-интернатом имени Ласточкина для глухих и слабослышащих.

    - Тут я вспомнила, что когда-то изучала язык жестов. Зашла в школу и сказала: "Хочу у вас работать". На меня удивленно посмотрели, но в итоге предложили вакансию воспитателя.

    Азбука воспитателя

    Ей отдали шестой класс - возраст не из легких. Первое время дети смотрели на нового воспитателя с опаской. По словам Юлии, это общество очень закрытое и не всех людей принимает. Кроме того, выяснилось, что язык она знает только в теории, а на практике применить его не может.

    - Я не понимала их, они меня, - смеется Юля. - Так было, наверное, в течение месяца. Потом я стала подумывать об увольнении. Слишком большая ответственность, а я не справляюсь. Но решила доработать до Нового года. А затем прикипела, поняла, что-то меня не отпускает. Постепенно изучала алфавит, основные жесты: "столовая", "спальня". Дети видели, что я стараюсь, и помогали мне. Я их полюбила, они - меня.

    Но даже если ты знаешь жесты, не всегда сможешь найти общий язык с неслышащим. Ты вроде показываешь все как надо, но бесполезно. Тут должно быть взаимодействие и тела, и мимики. Надо вкладывать чувство, душу в каждый жест.

    Был период, когда меня вообще не слушались дети. С девчонками-то я еще могла договориться, а мальчишки куролесили. Однажды они убежали на прогулке от меня, забрались в снежные заносы. Я кое-как загнала их в школу и показала жест "нельзя". Уж не знаю, что мое лицо выражало в тот момент, но дети мгновенно присмирели. И тут я поняла, что стала чувствовать язык.

    Дискотека для глухих

    В школе Юлия проработала около года, но обстоятельства сложились так, что ей пришлось уйти. Впрочем, за это время она уже успела наладить контакт с татарским отделением Всероссийского общества глухих. И вскоре устроилась туда специалистом по связям с общественностью и культуре. Теперь Юля занимается организацией всевозможных развлекательных мероприятий для неслышащих.

    Недавно она провела республиканский конкурс жестовой песни, то есть песни, переведенной на язык глухих. Вообще это очень интересное явление.

    - Песню выбирают не заумную, но достаточно известную, - рассказывает Юлия. - Текст переводят не буквально, а по смыслу. Причем стараются подобрать жест наиболее выразительный, красивый, даже если он не будет точно отражать смысл слова. Потом рассчитывают ритм и начинают репетировать. Ну а дальше все зависит от пластики и артистизма исполнителя.

    В мае в Казани впервые пройдет всероссийский конкурс жестовой песни. В нем примут участие свыше 300 участников.

    Еще один интересный проект, инициатором которого выступила Юлия, это дискотека для глухих. Первую она провела в декабре 2012 года.

    Многих это удивит, но глухие люди слышат звук в диапазоне до 250 герц. Это довольно низкие частоты. К примеру, люди разговаривают на частоте одного килогерца. Поэтому, когда играет песня или композиция, глухие слышат какую-то часть музыки. На дискотеке ди-джеи с помощью аппаратуры усиливают именно эту составляющую.

    Слышащему человеку такая музыка не особо приятна, поскольку она искажена. Чувствуют глухие и ритм. По нему они отличают быструю песню от медленной.

    В ближайших планах у Юлии пригласить в Казань московский театр слабослышащих актеров "Синематографъ". К слову, один из его артистов, Алексей Знаменский, сыграл в нашумевшем российском фильме "Шапито-шоу". Эта картина получила "Серебряного Георгия" на Московском международном кинофестивале" и собрала немало призов на других престижных конкурсах.

    Предположительно в апреле-мае театр привезет в столицу Татарстана две постановки. Это спектакль-баллада "Пошли мне, Господь, второго" по стихам и песням Владимира Высоцкого и Андрея Вознесенского и мюзикл "Le Petit cafe" ("Маленькое кафе").

    Кроме того, Юлия договаривается с создателями фильма "Шапито-шоу", чтобы привезти киноленту с субтитрами в Казань. Для глухих эта картина особо интересна тем, что затрагивает их проблемы.

    Больше чем слово

    А трудностей, по словам Юлии, у неслышащих немало. Им крайне сложно устроиться на работу. Если человек идет на биржу труда или к потенциальному работодателю, ему нужен сурдопереводчик. А его к каждому не приставишь. Профессия специфическая, и платят мало. Аналогичные проблемы возникают при посещении больниц и других учреждений. Также непросто глухим вызвать такси или скорую.

    - Сейчас многие стали делать кохлеарную имплантацию, - рассказывает Юлия. - Это когда человеку в слуховую улитку вживляют устройство, и он начинает слышать. Конечно, лучше это делать в раннем возрасте, до трех лет. После операции надо обязательно пройти реабилитацию, научиться жить с новым восприятием. А то бывает так, что ребенку ставят имплантат, а он еще больше замыкается в себе. Не знает, как ему реагировать на звуки.

    Разумеется, сама операция удовольствие дорогое и позволить ее может себе далеко не каждый. Так что рассчитывать неслышащим приходится не на высокие медицинские технологии, а на человеческую отзывчивость. На тех редких энтузиастов, подобных Юлии, которые помогают им не замыкаться в своем мирке.

    Сама Юля считает, что работа и общение с неслышащими очень помогают ей в личностном плане.

    - Я стала более дисциплинированной, даже не могу позволить себе болеть, поскольку ответственна перед многими людьми. Наверное, только это меня и подпитывает, потому что зарплата здесь не очень высокая. Приходится туго, - смеется она. - Изменились у меня и пластика, и мимика. Порой я могу даже ничего не говорить, слышащие друзья все по лицу понимают. Зачастую взгляд или жест красноречивее слова.

    Из истории жестового языка

    Национальные жестовые языки стали возникать в Европе в XVIII веке. Создателем французской жестовой речи стал аббат Шарль Мишель де л'Эпе. Его методика была перенята и в США.

    В России сурдопедагогические школы открылись в XIX веке. В нашей стране использовался как французский, так и немецкий метод.

    В СССР жестовый язык распространялся централизованно, через создание школ и учреждений для глухих. Так что до сих пор глухие на территории бывшего Советского Союза без труда понимают друг друга.

    В 1973 году Всемирная федерация глухих выпустила словарь международного жестового языка.

    Поделиться