Профильный комитет Госдумы рассмотрел проект поправок в Гражданский кодекс и отправил документ в совет парламента для рассылки по регионам. В целом проект захватывает читателя с первых строк, как хороший роман. Интрига закручена мастерски, сюжет - прямо про нашу жизнь. А главное достоинство произведения в том, что оно подробно разъясняет, как добру побеждать зло правовыми методами.
Простейший пример: кто-то отравляет нам жизнь, скажем, стучит рядом молотком до рассвета. Или рушит в своей квартире несущие стены, чтобы сделать сауну и бассейн. Или... да мало ли что придумают недобрые чудаки, живущие по соседству.Однако в нашем юридическом романе управа на них найдется. Специально для них авторы проекта расширили статью 10 - про злоупотребление правами. Безусловное новшество: теперь мы сможем не просто призвать к ответу, но даже потребовать компенсации с тех, кто излишне вольно трактует термин "хозяин - барин".
Цитата из проекта: "если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков".
Классический случай злоупотребления правом - перепланировка квартир. Человек в своем доме имеет право делать, что захочет. Это правда. Но все-таки несущие стены лучше не сносить. Особенно, если дом - многоквартирный, и рисковать приходится еще и чужими жизнями.
У нас почему-то многие думают, мол, все, что говорят прорабы про опасность сноса стен, от лукавого. А южане-гастарбайтеры сломают и сделают так, что простоит века. Другой пример из той же оперы - музыка.
Человек имеет полное право любить и слушать мелодии. Купил машину, поставил магнитолу - наслаждайся. Но если магнитола орет на стоянке ночью возле дома, а рядом у открытой двери авто стоит и курит хозяин, он явно злоупотребляет и своими правами, и терпением жителей.
Еще одна сюжетная линия заводит в мир карточных долгов. Речь, естественно, про банковские карты. Сегодня нередко бывает, что деньги со счета испаряются, а человеку никто ничего не должен. Допустим, сняли с банкомата где-нибудь в Зимбабве всю зарплату москвича, а банк умывает руки, дескать, откуда мы знаем, что это были не вы? Мол, пин-коды введены правильно, разбирайтесь, кому и где вы их проворонили.
Что делать в таких случаях, расписано в проекте. В первую очередь, конечно, подтверждается классический принцип, знакомый нам по другой литературе: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. В современной интерпретации он выглядит так: "Клиент должен действовать с необходимой осмотрительностью и заботливостью, чтобы не допустить распоряжение денежными средствами неуполномоченными лицами".
Однако дальше действие делает неожиданный поворот в сторону клиента. Вот прямая цитата: "банк несет ответственность перед клиентом за списание денежных средств со счета по распоряжению неуполномоченного лица в размере списанной суммы и процентов, установленных пунктом 1 статьи 852 настоящего Кодекса, и в том случае, когда банк не мог установить, что распоряжение выдано неуполномоченным лицом". Иными словами, если деньги с карточки списаны помимо нашей воли, нам будет о чем поговорить с банком, и наши карты в этом разговоре еще не биты.
Правда суд вправе уменьшить размер возмещаемых убытков, если банк докажет, что клиент не был достаточно осмотрителен. Однако доказывать, что мы сами наделали глупостей, должен именно банк. А при наличии вины банка он обязан возместить клиенту причиненные убытки в полном объеме.
Кроме того, отдельная статья детально расписывает риски убытков банка и клиента-гражданина при использовании электронного средства платежа.
Помимо прочего, проект вводит нового героя (впрочем, не одного). Это банковский счет, который может быть открыт на условиях использования электронного средства платежа. Строго говоря, речь о так называемых электронных деньгах. Они становятся весьма популярными, что не удивительно. В действующей редакции про них упоминается вскользь, герой получился плоским, не раскрытым до конца. Поэтому у людей порой проскальзывают опасения, что деньги в Интернете, мягко говоря, не очень защищены.Будущее произведение (пока оно не прошло редактуру Госдумы, говорить о нем надо с оглядкой) рассказывает, как жить, и не бояться, имея электронный счет или пластиковую карту.
Банк обязан в соответствии с договором информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления соответствующих уведомлений. Банк также обязан обеспечить клиенту возможность уведомления об утрате электронного средства платежа, о предполагаемом его использовании не уполномоченными.
Что же касается рисков, основная нагрузка, конечно, на банке. Но если банк вовремя проинформировал клиента о совершении операции с использованием электронного средства платежа, а тот не забил тревогу, риск убытков от совершения такой операции несет клиент. Впрочем, и здесь есть некоторые оговорки.
Другие увлекательные инновации законопроекта немало обсуждались в прессе.
Еще можно выделить такой момент. Как пояснили в минюсте, в статью 166 ГК вносится ряд изменений, направленных на ограничение весьма многочисленных случаев безосновательного оспаривания сделок по формальным основаниям.
Вообще, это интересный поворот сюжета. Сегодня очень рискованно покупать квартиры, совершать какие-то серьезные сделки, потому что завтра кто-то передумает, и заберет все обратно. Хрестоматийный пример - именно с квартирами. Можно остаться без крыши, только потому, что вдруг выяснится, будто продавец не имел права продавать. А все, кто должен был это отследить, проморгали. Крайний - покупатель.
В других областях тоже можно найти немало примеров. Теперь, как пояснил министр юстиции Александр Коновалов, в пункте 4 статьи 166 ГК предлагается ограничить право суда применять последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе случаями, когда необходима защита публичных интересов, поскольку в иных случаях будут нарушаться принцип состязательности судопроизводства.
Публичный интерес, если в двух словах, когда дело очень серьезно, речь о какой-то общественной опасности. Быть может за всем этим кроется какое-то преступление. А если ничего страшного, просто кто-то пытается схитрить или нажиться, сделку лучше оставить в силе.
Самый актуальный сейчас вопрос, когда ждать произведение в печать? Теперь до 23 апреля законодатели будут ждать отзывов и предложений. А в конце апреля документ может быть уже вынесен на первое чтение.
Пока называется срок вступления закона в силу - 1 сентября. Однако другие правоведы сомневаются, что законодатели успеют. Тем более, что по некоторым вопросам споры не закончены. Как сказал недавно председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов, по его оценке, закон могут принять ориентировочно к декабрю. В минюсте накануне внесения тоже высказывались в том смысле, что срок не догма, срок можно и чуть передвинуть. Но в любом случае, долгий ящик законопроекту уже не грозит.