В концертном зале "У Финляндского" состоялся творческий вечер народного артиста СССР Льва Дурова.
- У меня сегодня два события, - сказал Лев Константинович зрителям, - встреча с вами и презентация новой книги. Книжка странная и название не вполне приличное, половину я своровал у Шекспира - "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о моем родном скелете". Полистал главки две - мне понравилось. Забавно.
Когда в очередной раз у артиста случился перелом (на сей раз голеностопа), он подсчитал, что это уже 25-й перелом, "юбилейный", стало быть. И решил: напишу-ка я книжку, что добру пропадать? И написал. Красочно, с юмором описал свою жизнь. Вспомнил все переломы, начиная с первого - в детстве, на голубятне, и дошел до последнего, когда в "анатомичке" института Склифосовского ему предложили: "Продайте нам, пожалуйста, свой скелет. После смерти, разумеется". Это, дескать, хорошее наглядное пособие: 25 муфт - не шутка. Даже аванс обещали заплатить.
- Это уже четвертая моя книга, - поведал Дуров. - Почему я стал их писать? У меня стали все тырить. Я что-то придумаю, расскажу - и кто-то выдает уже как свое. Даже в кино фрагменты стали снимать. Я разозлился и решил сам написать. Первая книга называлась "Грешные записки" (1999 год). Почему "грешные"? Я извиняюсь перед теми, кого не вспомнил.
На вечере актер рассказал несколько забавных историй (подлинных или все же баек - неизвестно) о происшествиях на съемках. О фантастической русской смекалке. О том, как мастерски его разыгрывал Юрий Никулин. Раскрыл свое кредо: "Не ной. Не жалуйся. Ничего не проси". Признался, что он счастлив в профессии: сыграл все, что хотел и даже, может, больше, чем полагалось по его амплуа. Показал сцену из спектакля "Я не Раппапорт", который идет в Театре на Малой Бронной.
Зрители, задавшие самые интересные вопросы, получили в подарок книгу с автографом. На все вопросы актер отвечал с явным удовольствием.
- Есть ли у вас ученики?
- Я выпустил курс во МХАТе. Все работают в театрах. Успешно. Нормальные ребята. Вы их видите по телевизору довольно часто. Решил, что больше не буду заниматься этим делом. Завязал. Настоящий педагог должен быть со своими студентами каждый день. Тогда надо уходить из театра, перестать сниматься в кино.
- А хобби есть?
- Нет. Я человек небогатый, не могу быть коллекционером, на это у меня денег нет. У меня есть барахолка. Я обожаю всякое старье. Вплоть до тележкиных колес… Собираю все: каски - советские, немецкие, туески и коромысла. Где храню? Видели бы вы мою квартиру! И дачу захламил.
- Часто вспоминаете молодость? Что именно?
- Ух ты! Вспоминать-то вспоминаю, но что толку? В старости ничего хорошего нет. Она вещь противная. Становишься мудрее? Да ну, перестаньте.
- Хотелось ли вам в свое время поработать с Товстоноговым, Любимовым?
- С Товстоноговым была одна история. Подошел ко мне Басилашвили: у Лебедева инсульт, меня просят сыграть "Историю лошади". Я отказался. Попросил передать Георгию Александровичу, что это спектакль Лебедева, и до тех пор, пока он жив, никто не имеет права играть это. Георгий Александрович, спустя время, сказал мне при встрече: "Спасибо!" Я считаю его самым идеальным художественным руководителем. Интеллигент. Собрал колоссальную коллекцию актеров, грандиозную по своим масштабам труппу. Ни один артист ни разу не сказал о нем худого слова.
С Любимовым я не хотел работать. Это не мое. Я все-таки актер, не шпингалет. Я с ним снимался на телевидении в фильме-спектакле Эфроса про Мольера: Любимов - Мольер, я - Бутон. Вот и все наши отношения.
- Ваша самая любимая роль?
- В театре - штабс-капитан Снегирев в спектакле Эфроса "Брат Алеша" (по "Братьям Карамазовым" Достоевского). В кино было много любимых ролей. Одна из них - в фильме "Луной был полон сад", его снял замечательный петербургский режиссер Виталий Мельников, там играли Зинаида Шарко, Николай Волков. А самая любимая роль в мультике - конечно, Шарик из "Простоквашино".
На вечере был показан короткометражный фильм "И эти губы, и глаза зеленые" по мотивам рассказа Джерома Сэлинджера.
- Я привез вам диск, - сообщил Дуров. - Вы никогда и нигде не увидите этот фильм, а сейчас можете посмотреть. Это учебная картина Никиты Михалкова, когда он был студентом ВГИКа. В молодости мы дружили, сейчас - нет. Там мы сыграли втроем: Рита Терехова, Пороховщиков и я. Картина симпатичная, сделана хорошо.
Лев Дуров сообщил петербуржцам еще одну новость.
- Я только что снялся - не падайте в обморок! - во второй части картины "Не бойся, я с тобой" (двухсерийная музыкальная комедия Юлия Гусмана, вышедшая в 1981 году - "РГ".). Той же троицей снялись: Полад Бюль-Бюль Оглы, Мухтарбек Кантемиров и Лева Дуров. Надеюсь, что картина будет добрая и будет сильно отличаться от того жестокого потока, который сейчас течет с экранов. Чувство меры мы потеряли. Поверьте мне, старому человеку.