Новости

10.04.2012 00:58
Рубрика: Власть

Дума - место перемен

Депутаты совершенствуют законотворческий процесс

Госдума решительно встала на путь исправления.

Депутаты парламентского большинства заявляют, что готовы слушать и слышать оппозицию, учитывать интересы думского меньшинства и даже не представленных в палате партий. Перед "единороссами" уже не ставится задача проводить через Госдуму только те решения, которые "формируются во фракции".

Перемены в думском климате уже успели почувствовать на себе либерал-демократы. Вчера Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал палате принять в первом чтении законопроект депутатов ЛДПР, которые предложили оставить в России только один единый день голосования. Накануне эту идею уже одобрил президент Дмитрий Медведев. Но если бы такая ситуация сложилась в прошлом созыве, то, как полагают во фракции ЛДПР, законопроект оппозиции все равно бы полетел в корзину, "а на следующий день появился бы аналогичный проект закона, но внесенный представителями "Единой России".

"Госдума шестого созыва работает всего несколько месяцев, однако даже за этот небольшой срок стало понятно, что в стране сегодня совершенно новый парламент, с другими принципами работы. Сегодня решения Госдумы принимаются по итогам широкой дискуссии, где учитываются все точки зрения. А слово с думской трибуны получают представители непарламентских партий. В этом и заключается главный принцип демократии", - подчеркнул вице-спикер нижней палаты парламента от "Единой России" Сергей Неверов.

Поправки в думский регламент дадут партиям больше пленарного времени на заявление своей позиции по актуальным вопросам

"Перемены уже идут", - подтвердил вчера и председатель Госдумы Сергей Нарышкин, отвечая на вопрос журналистов, каких изменений в думской жизни надо ожидать в связи с теми задачами, которые спикер изложил в своей программной статье "Демократия и парламентаризм", опубликованной в понедельник "Российской газетой". И в качестве примера Нарышкин привел подготовленные поправки в думский регламент, которые дадут партиям больше пленарного времени на заявление своей позиции по актуальным вопросам социально-экономической, общественно-политической жизни страны. Дума, по словам Нарышкина, оптимизирует и саму процедуру обсуждения законопроектов, чтобы "повысить эффективность работы парламента".

Кстати, регламентом предлагается закрепить норму, позволяющую и самому спикеру выступать перед палатой с десятиминутными заявлениями. Нарышкин заметил, что его будущие речи также будут касаться актуальных вопросов российской жизни и непосредственной работы парламента. Однако не уточнил, насколько регулярными станут его выступления. "Не думаю, что я буду этим злоупотреблять", - сказал спикер.

Заявленные Сергеем Нарышкиным изменения думского уклада и законотворческого процесса с удовлетворением отметили и во фракции КПРФ. Первый вице-спикер Иван Мельников особенно оценил предлагаемое расширение контрольных функций Госдумы - совершенствование практики депутатских и парламентских запросов, проведение парламентских расследований. Как полагает Мельников, "это может открыть возможности для более жесткого контроля за исполнительной властью, дать хоть какой-то инструментарий для преодоления нынешнего фактического отсутствия разделения властей".

Новый подход к законотворческому процессу Сергей Нарышкин смог продемонстрировать уже вчера на парламентских слушаниях по законопроекту о прямых выборах губернаторов. Спикер сам открыл эти слушания, что в прежней думской практике случалось двольно редко. И поставил главную задачу при подготовке законопроекта ко второму чтению: "Необходимо предусмотреть в законодательстве такие механизмы, которые бы стимулировали все политические силы к ответственному отбору кандидатов в губернаторы, а самих выборных губернаторов - к ответственному выполнению своих полномочий". Нарышкин предложил парламентариям не только учесть практику других стран в этом вопросе, но и прежде всего "обратить внимание на современную историю России, наш собственный опыт". "Это и опыт назначений, и прямые выборы, и действующий сегодня механизм наделения полномочиями по представлению президента", - напомнил спикер и уточнил: "Мы ставим перед собой задачу развития демократических институтов". Этот вопрос, по словам председателя Госдумы, необходимо также увязать с задачей повышения эффективности регионального управления. "И здесь необходима очень внимательная и тщательная работа над будущими нормами закона. Потому что появление среди выборных губернаторов тех, кто не хочет или не способен выполнить свои обязательства перед избирателями, не укрепит демократию, а просто разочарует граждан. Такие опасения звучат, и мы как депутаты не вправе такие опасения игнорировать", - предупредил Нарышкин.

Власть Работа власти Госуправление Законодательная власть Госдума