20idei_media20
    08.04.2012 23:09
    Рубрика:

    Старейшей кинематографической премии России "Ника" - 25 лет

    "Ника" отпраздновала юбилей: старейшей Национальной кинематографической премии страны исполнилось четверть века. Ее история - одна пятая часть истории самого кинематографа.

    Когда в 1987 году веселые и находчивые люди придумали и запустили в свет советский аналог "Оскара", еще были живы и творили классики нашего кино, и лауреатами "Ники" становились такие ныне легендарные мастера, как Николай Крючков, Иосиф Хейфиц, Юлий Райзман, Григорий Чухрай, Сергей Параджанов, Тенгиз Абуладзе, Ролан Быков, Михаил Швейцер, Тамара Макарова, Марина Ладынина... "Ника" стала связующей нитью между культурами двух стран - СССР и России. Она напоминает нам, что это на самом деле - одна страна, только сменившая название. И одна культура, которую невозможно разорвать на две очень неравные части.

    Церемонии "Ники" всегда превращались в праздничные шоу: не случайно у истоков стоял ее бессменный художественный руководитель кинорежиссер Юлий Гусман, в прошлом легендарный капитан бакинского КВН и прирожденный шоумен. Но главной интригой, конечно, остаются итоги голосования шести с лишним сотен членов Киноакадемии "Ника". Юбилейный для премии год оказался урожайным: сняты фильмы, признанные шедеврами, по числу удач постсоветское кино впервые сравнялось с лучшими годами советских времен. Некоторые из этих фильмов попали в номинации: "Елена" Андрея Звягинцева, "Шапито-шоу" Сергея Лобана, "Жила-была одна баба" Андрея Смирнова, "Мишень" Александра Зельдовича, "Борис Годунов" Владимира Мирзоева, "В субботу" Александра Миндадзе, "Два дня" Авдотьи Смирновой, "Сибирь, Монамур" Славы Росса. Некоторые удивительным образом остались незамеченными - "Бездельники" Андрея Зайцева, например. В номинациях тесно: сильных, оригинальных режиссерских работ больше, чем мест в премиальных списках. И то, что законное место сильного дебюта Андрея Зайцева занимает коммерчески успешная, но художественно безликая картина Константина Буслова "Бабло", можно объяснить только парадоксами голосования академиков, не особенно утруждающих себя кинопросмотрами.

    Смолоду "Ника" честь берегла, наработала хорошую репутацию и стала любимицей публики - и кинематографической, и зрительской. А в трудные годы стойко держала удар: утратив свой дом, кочевала по Москве, довольствовалась трансляциями на второстепенном телеканале СТС. Но выстояла. Теперь, в праздничный год, похоже, сломалась.

    В момент объявления номинантов "Ники" обнаружилась ее главная интрига: любители хорошего кино с изумлением обнаружили во всех основных номинациях фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой", который вызвал чувство неловкости не только у критиков, но у значительной части зрителей. Всенародная любовь к поэту, естественно, обеспечила картине Петра Буслова неплохие кассовые рапортички, но блуждающий по экрану безымянный восковой манекен, слепленный, как утверждают, с посмертной маски барда, вызывал ощущение кинематографического вандализма. По поводу фильма резко высказались многие, включая вдову Высоцкого Марину Влади. Таинственное проникновение художественно провальной картины в главные номинации "Ники", увы, заранее сообщило праздничной церемонии привкус скандальности.

    Загадку внезапного триумфа картины на "Нике" наблюдатели объясняют чистой прагматикой: "Ника" уже многие годы пыталась вернуться на главный телеканал страны, и ее трепетное внимание к скандальному фильму - не более чем плата за трансляцию юбилейной церемонии по Первому каналу, который по чистой случайности оказался продюсером фильма "Высоцкий". Он же был продюсером фильма "Край", год назад тоже по чистой случайности ставшего главным лауреатом "Ники". "Высоцкий" получил 8 номинаций, и, в отличие от автора этих строк, читатели газеты уже знают, стала ли его уже почти предрешенная победа абсолютной или частичной. В любом случае этот прецедент заставляет предположить, что на "Нику" теперь номинируются фильмы не только хорошие, но и нужные. Что судьба премии решается не только голосованием академиков, но и некими прагматическими расчетами. И что "Ника" в этих условиях теряет ценность и смысл. А жаль: в юбилейный год заслуженной премии республики так хотелось пропеть ей осанну!

    К моменту, когда готовился федеральный выпуск "РГ", был известен только один лауреат - обладатель премии "За честь и достоинство" выдающийся актер театра и кино Олег Басилашвили, которого мы от всей души поздравляем. Итоги юбилейной "Ники" читайте на сайте "Российской газеты".

    Поделиться: