Новости

09.04.2012 00:35
Рубрика: В мире

Когда столица не указ

Даже внутри одной страны местные законы могут резко отличаться от федеральных

Более чем 200-летние развитие самобытного американского федерализма привело к весьма любопытной ситуации.

В 50 штатах, обладающих в соответствии с Конституцией США собственными широкими правами и полномочиями, не противоречащим федеральному законодательству, местные законы разнятся очень сильно.

От штата к штату в Америке различаются не только понятия преступлений, но критерии из оценки, а также наказания. Кроме того, разняться правила покупки и употребления алкоголя, условий приобретения и ношения оружия и даже порядок голосования на выборах, не говоря уже о сотнях других различий в законодательстве отдельных штатов, включая даже правила, регулирующие заключение брака и развода. В Лас-Вегасе, например, официально зарегистрировать отношения можно, не выходя из машины.

Все водительские удостоверения в США выдаются исключительно властями штатов

Наиболее показательной иллюстрацией "законодательной вольницы" в Америке является применение смертной казни. Высшая мера наказания в США применяется в 34 штатах. Причем, на разных территориях разрешено использовать разные методы для приведения приговора в исполнение: от смертельной инъекции до расстрела, электрического стула, виселицы и газовой камеры.

Выборы в Америке также зависят от традиций и порядков в конкретных штатов. Так, в 33 из них на получение открепительного удостоверения требуется уважительная причина. В 16 штатах нужно документально подтвердить причину запроса открепительного. А вот в штате Орегон голосование проходит по почте и без посещения избирательных участков.

Примечательно, что все водительские удостоверения в США выдаются властями штатов, а не федеральным правительством. Причем, если в Северной Дакоте за руль можно сесть уже с 14 лет и трех месяцев, то в округе Колумбия полноценные права разрешено получать только с 21 года. Аляска разрешает юным водителям колесить по дорогам с 16 с половиной лет, Нью-Йорк с 17, а Нью-Джерси - с 18 лет.

Говоря о машинах в самой автомобилизированной стране мира, любопытно заметить, что в 13 американских штатах самого понятия технический осмотр автомобиля нет в принципе, а в большинстве остальных - ТО, занимающий по времени от 5 минут до 1 часа, даже называется по-разному: от "инспекции" до "сертификата на дым".

34 штата США применяют высшую меру наказания

Из курьезных примеров можно отметить отношение полиции различных штатов к подвыпившим гражданам. Так, власти штата Индиана сурово карают пьяниц, нарушающих общественный покой, им грозит штраф до 1000 долларов и до 180 дней тюрьмы. Полицейские в Джоржии руководствуются инструкциями, которые предписывают задерживать "выпивших людей, которые непристойно себя ведут, вульгарно и громко выражаются". А вот в штате Миссури, например, закона, регулирующего распитие алкоголя в общественных местах, не существует в принципе. В Монтане и Неваде также считают, что нахождение в подпитии на публике не является преступлением, хотя стражам порядка рекомендуется провожать "принявших на грудь" до дома и следить за тем, чтобы они не представляли угрозы себе или окружающим.

На страже прав и обязанностей

Текст: Вячеслав Прокофьев (Париж)

Франция - унитарное государство с мощной властной вертикалью.

Так что все законы и подзаконные акты разрабатываются исключительно нижней палатой парламентом страны - Национальной Ассамблеей, а затем утверждаются как в Ассамблее, так и в верхней палате - Сенате.

Ни 27 регионов, на которые административно разбита Франция, ни тем более 101 департамент, в них входящий, не обладают законодательными функциями. Правда, время от времени раздаются голоса в поддержку предоставления регионам некоторой законотворческой автономии, но они сразу же глохнут под массированным напором противников такой реформы. По сути дела, в стране царит сложившийся веками консенсус: законы едины для всей национальной территории, и любые местные инициативы - не легитимны.

101департамент, на которые административно разбита Франция, не обладают законодательными функциями

Хотя за последние десятилетия полномочия местных органов самоуправления во Франции значительно увеличились. Происходит это вследствие политики децентрализации, последовательно проводимой Парижем с начала 1980-х годов. Бюджеты регионов увеличились многократно благодаря местным налогам и государственным субсидиям. Кстати, взнос государства подчас составляет до трети всех средств, которыми располагают региональные и департаментские советы. Деньги идут на строительство дорог, школ, социальные и культурные программы разного рода, обустройство территории и многое другое. Однако вся эта деятельность осуществляется с оглядкой и при полном соблюдении соответствующих национальных законов. Она не должна противоречить в целом политике правительства в этих областях, не говоря уже о нанесении ущерба государственному единству или территориальной целостности.

За всем этим неусыпно следит префект - представитель центральной власти на местах. При королях таких чиновников, которые воспитывались в беззаветной преданности идее единого и неделимого государства, называли "интендантами". Само же понятие "префект" появилось при Наполеоне и по его инициативе. В основных чертах они напоминают российских генерал-губернаторов начала ХХ века.

Префекты регионов и департаментов обеспечивают общественный порядок. В их распоряжении полиция, а также другие службы, занимающиеся надзором за потенциально или реально подрывными элементами, к примеру, фундаменталистами исламистского толка. Префекты отслеживают социально-политическую обстановку и докладывают МВД, а также правительству и президенту о возникновении угрозы серьезных нарушений общественного порядка. Они также представляют государство во всех контактах с местными органами самоуправления, политическими и общественными организациями.

Как правило, префекты и их сотрудники устанавливают конструктивные отношения с местными властями и ведут дело таким образом, чтобы те в своих действиях учитывали курс, проводимый правительством в той или иной сфере экономики или социальной политики. Для этого у них есть эффективный рычаг: госсредства, выделяемые региону или департаменту в централизованном порядке, проходят через их руки.

Под полным контролем

Текст: Евгений Соловьев (Пекин)

Несмотря на широкое административно-территориальное деления Китая, законы в огромном государстве одинаковы для всех.

Это можно объяснить стремлением центра жестко контролировать все процессы в каждом уголке страны, чтобы не допустить возможности сепаратистских движений. А они, кстати, сильны в автономных районах, где проживают национальные меньшинства. В первую очередь это Тибет и Синьцзян. Даже первые лица в руководстве этих районов, партсекретари, являются представителями титульной нации - ханьцы, и только потом уже идут тибетцы, уйгуры и проч. Поэтому ни о какой законодательной самостоятельности речи не идет. С другой стороны, в крупных городах, например Пекине и Шанхае, местные власти могут самостоятельно вводить различные правила. Но в основном они касаются материальных ценностей, как то - приобретение недвижимости, регистрация автомобилей.

Казну распилили на троих

Текст: Дмитрий Косарев (Брюссель)

Бельгия, появившаяся на карте Европы лишь в 1830 году, сегодня может служить блестящим примером реализации популярной в европейских кругах концепции "Европы регионов".

Согласно этой теории, национальные государства в Европе должны в будущем утратить основную часть своих полномочий, которые будут поделены между их регионами, землями, округами, кантонами и институтами Евросоюза.

В перспективе государства могут вообще прекратить свое существование, все центральные функции отойдут к институтам ЕС, которые будут напрямую управлять нынешними регионами европейских стран. Регионы, в свою очередь, аккумулируют все функции национальных правительств, которые могут быть отнесены к местному самоуправлению. Это мы уже частично и наблюдаем в Бельгии.

Будучи федеративным государством, страна делится на сообщества и регионы, в которых работают представительные и исполнительные органы власти. При этом с момента создания федерации здесь не ослабевают процессы, направленные на расширение полномочий региональных властей. В бельгийском королевстве существует четкое разграничение компетенций между федеральными и региональными органами власти. Так, федеральные чиновники отвечают за социально-экономическую политику государства, здравоохранение, юстицию, иммиграцию, транспорт, оборону и внешнюю политику. В этих сферах законодательство остается единым для всех без исключений. И региональные правительства или парламенты не имеют возможностей вносить какие-либо свои поправки. Зато во всех остальных сферах государственной деятельности, таких как образование, налогообложение, градоустройство, развитие культуры и спорта, регионы сами определяют свою политику без оглядки на федеральный центр, требуя из года в год для себя все больше полномочий и автономии.

В результате такого подхода каждый из трех бельгийских регионов (Брюссель, Фландрия и Валлония) имеет собственное законодательство, порой сильно отличающееся друг от друга, в тех сферах, которые не охватываются федеральными властями. Так, в каждом регионе значительно различаются налоговые ставки на недвижимость и автотранспорт. Кроме того, в Валлонии, как и во Франции, действует система дополнительных экологических сборов с автомобилей, в то время как брюссельцы и фламандцы их не платят. При этом правила дорожного движения для всех одинаковы, так же как и размеры штрафов. А сами штрафы выплачиваются в казну того региона, на территории которого нарушение было зафиксировано.

Существенные расхождения наблюдаются и в системе образования. В зависимости от сообществ серьезно разнятся и школьные программы. Если во франкофонных школах изучение нидерландского языка обязательно, то у фламандских школьников французский язык обязательным не является, и многие предпочитают ему английский. Кроме того, школьникам-франкофонам позволяется за один год пропустить по уважительной причине не более четырех с половиной учебных дней, а фламандцам - только три.

Или, к примеру, франкофоны, желающие поселиться на территории Фландрии, для получения местной регистрации должны обосновать перед местными властями свой переезд. При этом наличие недвижимости в расчет не принимается. В Валлонии и Брюсселе для гостей из Фландрии таких требований не предъявляют.

Кстати

Помимо общих национальных торжеств, в каждом регионе и сообществе Бельгии распространены также свои собственные праздники и приуроченные к ним выходные дни. В то время как франкофоны празднуют день французского сообщества, все остальные бельгийцы продолжают трудиться. Потом, правда, они меняются местами.

Пестрое однообразие

Текст: Анна Розэ (Берлин)

Понятие "немцы как нация" существует только на бумаге.

Региональные различия в Германии настолько велики, что при встрече каждый немец считает своим долгом рассказать, откуда он родом. Различия укорены во всем: языке, обычаях, кухне. Германия как единое государство существует лишь с конца XIX века. Ранее это был своего рода "лоскутный ковер", который Бисмарку не так легко было соединить воедино. Принцип государственной самостоятельности 16 федеральных земель поэтому до сих пор свято сохраняется. Каждая земля устанавливает свои правила жизни и законы в некоторых областях государственного управления. К ним относятся внутренние дела, образование, культура и транспорт.

Поэтому о чем ни пойди речь, будь это устройство школьной системы, дорог, тюрем или полиции - в каждой из федеральных земель есть особенности. Однако над всеми местными законами стоят общефедеральные. Местное законодательство ни в коем случае не должно противоречить общефедеральному и обязано учитывать его.

Какие локальные дополнения и особенности будут предусмотрены в местных законах, конечно, зависит и от состава земельных парламентов. Например, в Баварии традиционно лидирует консервативный блок ХДС/ХСС, а Христианско-социальный союз считает эту землю своей родиной. Поэтому и направленность законотворчества, скорее, консервативная. Пример тому - устройство системы детского дошкольного воспитания. Поскольку традиционная роль матери в Баварии считается намного важнее, чем где-либо, то и женщины должны оставаться дома с детьми вместо того, чтобы идти работать. Вот и детских садов тут намного меньше, чем в землях, в правительствах которых преобладают социал-демократы.

Каждая федеральная земля по-своему регулирует праздники. В католической Баварии и Баден-Вюртемберге больше религиозных праздников, чем в протестантском Бранденбурге. Отчасти с религиозными праздниками связаны и школьные каникулы. Ни в каких землях они точно не совпадают.

Принцип федерализма, с одной стороны, позволяет спускать решение важных проблем на места и таким образом ведет к облегчению задач госуправления на общефедеральном уровне. С другой стороны, приводит к весьма нежелательному хаосу в некоторых отдельных областях. Например, разнородные школьные системы ведут к разнице в уровне подготовки учеников. Во время поисков преступников, так же, как и при осуществлении разведывательной деятельности, принцип федерализма затрудняет координацию действий, что порой приводит к большим проколам. Так случилось во время розыска террористов национал-социалистического подполья, которые могли в течение десяти лет безнаказанно осуществлять убийства иммигрантов из-за отсутствия обмена данными полиций и органов внутренней разведки отдельных федеральных земель.

В мире Восточная Азия Китай В мире США В мире Европа Бельгия В мире Европа Германия В мире Европа Франция А как у них?