09.04.2012 23:40
    Поделиться

    ФНС утвердит форматы электронных счетов-фактур

    Счет-фактура принимает электронный вид

    Завтра в минюсте должен быть зарегистрирован приказ Федеральной налоговой службы России, который утверждает форматы выставленных и полученных счетов-фактур в электронном виде. Документ определяет форматы информационного сообщения об участнике электронного документооборота, обмена счетами-фактурами, извещения о получении электронного документа, подтверждения даты отправки и получения документа, а также формат уведомления об уточнении электронного документа.

    Как отметили в ФНС, приказ носит рекомендательный характер: после его регистрации электронные счета-фактуры не будут обязательны для всех, то есть их по-прежнему можно будет вести на бумаге. "Эта норма не императивна, такой цели не преследовалось. Все-таки нам нужно накопить опыт электронного документооборота, пока он невелик. Хотя, безусловно, предпосылки для этого сегодня довольно серьезные созданы - около 70% организаций работают и сдают отчетность в электронном виде, то есть люди уже к этому привыкли", - сказал заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров. При этом он обратил внимание, что существует проблема стандартизации документов: если в бумажные носители можно вносить определенные корректировки, то электронный документооборот никаких фривольностей не терпит - все должно быть четко стандартизировано. Чтобы предоставить возможность наиболее широкого использования электронных счетов-фактур, налоговики создали "скелет" в exсel-формате, который, во-первых, повторяет форму, отраженную в постановлении правительства N 1137 от 26.12.2011, а во-вторых, этот документ можно дополнять.

    Как считают в ФНС, электронный документооборот выгоден и налоговым органам, и налогоплательщикам, так как он позволяет выйти на более эффективный уровень хранения документации и ее анализа. Кроме того, переход на "цифру" поможет государству сэкономить: как рассказал Даниил Егоров, по данным даже трехлетней давности, объем оборота счетов-фактур - около 15 млрд документов, объем оборота первичной документации - около 45 млрд. В среднесрочной перспективе переход на электронный документооборот позволит сэкономить сотни миллиардов рублей.

    - В целом переход на электронные счета-фактуры - это правильная мера с точки зрения налогового администрирования. Однако счет-фактура - лишь часть хозяйственной деятельности. Документом, подтверждающим выполнение работ (или оказание услуг), является акт выполнения работ либо товарная накладная. Счет-фактура делается на их основании и подтверждает сумму НДС к вычету, то есть этот документ не рассказывает об исполнении сделки, а является дополнительным, - говорит директор департамента бухгалтерского консалтинга ФБК Ирина Юцковская. - Пока непонятно, каким образом предприятия будут выставлять корректировочные счета-фактуры в случае, если, например, надо поменять цену либо исправить какую-то ошибку. Необходимость в этом регулярно возникает, это нормальная практика бизнеса. Также важно понимать, что счет-фактура должна быть правильно авторизована, то есть у всех сторон сделки должна быть необходимая техническая инфраструктура электронного документооборота - электронные подписи, специальные каналы связи, системы криптозащиты и т.д.

    Поделиться