Новости

10.04.2012 00:40
Рубрика: Экономика

Химия молодости

Выпускники не знают, где их ждут с распростертыми объятиями

Выбирая профессию, многие выпускники школ ориентируются на моду и распространенные в обществе мифы. И не знают, в каком секторе экономики они могут сделать быструю и успешную карьеру и где их очень ждут. Одним из таких секторов является химическая промышленность. Портал HeadHunter провел анализ существующих в отрасли вакансий и резюме соискателей, а также опросил около 10 тысяч претендентов на трудоустройство и пришел к выводу, что химическая промышленность с 2009 года находится на подъеме - число вакансий и уровень зарплат постоянно растут. Но одновременно ощущается и дефицит специалистов разного уровня.

Поэтому компании готовы брать на работу кандидатов даже с небольшим опытом работы и тратить значительные средства на их доучивание и повышение квалификации, - сообщил гендиректор НН Юрий Вировец, презентуя исследование на "круглом столе", организованном Penny Lane Personnel. Причем в регионах этот процесс выражен даже ярче, чем в центре. Это и понятно - основные производственные мощности химической промышленности дислоцируются именно там.

Острее прочих не хватает главных технологов, стартовые предложения их зарплаты даже в регионах - от 80 тыс. рублей, но не хватает и рядовых химиков-технологов. Поэтому в регионах компании готовы предоставить до 10% вакансий выпускникам профильных вузов с опытом работы до одного года, в центре они могут также претендовать на 7% вакантных рабочих мест. Наиболее рациональный способ обеспечить себе трудоустройство еще во время учебы - это стажировки студентов на производстве.

- Многое зависит от политики компании, - считает директор по персоналу управляющей компании "Рускомпозит" Татьяна Зубова. - Мы берем выпускников вузов на стартовые позиции в центральном офисе в аналитики или в техотдел. Дело в том, что, даже заканчивая университет, они не всегда знают, хотят ли и смогут ли работать на производстве. Но поработав в офисе и познакомившись с предприятиями, часто делают свой выбор в пользу реальных производств. Так, за последний год из техотдела 12 молодых специалистов пригласили на наши заводы. Большие перспективы у тех, кто приходит на позиции менеджеров проекта, но мы ни разу не взяли на них готового специалиста. Нам важно, чтобы это были люди с предпринимательской жилкой, с идеями, со знанием одного, а лучше - двух иностранных языков. Поэтому нередко на эти позиции приходят люди из компаний, ориентированных на продажи. И достигают успеха.

Многие представители бизнеса сетуют на то, что выпускники вузов нередко не обладают всеми необходимыми компетенциями и навыками, так как обучение идет по устаревшим программам и учебникам. Компания "Рускомпозит" нашла свое решение проблемы - достигла соглашения с университетом "Станкин" по актуализации образовательных программ на базе кафедры композиционных материалов, чтобы скорректировать их в интересах реального производства.

Другое решение уже давно нашли на крупнейшем химическом комплексе в Европе - белорусском предприятии "Могилевхимволокно". "Студенты профильного института начиная с третьего курса проводят вторую половину учебного дня на реальном производстве, - рассказал эксперт Сергей Калинин, долгие годы работавший на предприятии. - А все топ-менеджеры комбината обязаны один раз в неделю проводить с ними занятия. Это позволяет присмотреться к ребятам, отобрать наиболее способных людей на разные позиции. Система существует с 80-х годов прошлого века и полностью себя оправдала. Только благодаря этому предприятие за последние годы смогло обновить технологии, хотя и потеряло значительную часть прежних кадров".

Еще одну модель привлечения молодежи в отрасль создал и поддерживает МАДИ. Это работающий при вузе центр автодорожного образования для старшеклассников. "В нашем институте есть и специальный "довузовский" декан, который работает с будущими абитуриентами, - рассказывает заместитель заведующего кафедрой по научной работе МАДИ профессор Эдуард Котлярский. - Они слушают лекции, защищают свои проекты. Проводятся научно-технические конференции школьников, призеры которых имеют приоритет при поступлении. Школа сегодня не дает нужного уровня базовых знаний химии и физики, поэтому первые два курса ребятам тяжело, приходится заново осваивать большой объем знаний. Но к третьему курсу они выравниваются и к окончанию все имеют по несколько предложений от потенциальных работодателей".

Обо всех этих возможностях современной химической промышленности плохо осведомлены как старше классники, так и их родители, которые нередко влияют на профессиональный выбор своих детей, исходя из собственных представлений о том, где есть хорошие перспективы, а где их нет.

- Конкурс в вузы химического профиля сейчас очень низкий - не более одного абитуриента на место, - сетует Юрий Вировец. - Нужно шире информировать и выпускников, и их родителей о том, что это за профессии, какие у них перспективы и условия работы. Ведь химия занимает все большее место в нашей жизни, и эта тенденция будет только усиливаться.

Экономика Работа Занятость Рынок труда