В ходе недавней международной конференции "Железнодорожные перевозки нефтеналивных грузов в России" подтвердилась тенденция снижения спроса на такие перевозки в пользу трубопроводного транспорта. Тренд обусловлен не только меньшей затратностью трубопроводов и развитием экспортной трубопроводной сети, но и правовыми, эксплуатационными и экономическими проблемами в сфере грузоперевозок.
Как отметил представитель профильного отдела Минэкономразвития России Ярослав Мандрон, министерство в канун форума внесло в правительство РФ скорректированную "Целевую модель рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года". Разработка этого документа, по словам чиновника, обусловлена тем, что ввиду большого количества операторов-перевозчиков зачастую "путается" технология перевозки нефтеналивных грузов. "Если вопрос с технологией не будет решен, то дальше ситуация будет только ухудшаться", - подчеркнул он.
Нет технологии, нет и возможностей достоверно определять перспективные грузопотоки по сети, в том числе из-за ценовых диспропорций в расценках операторов. Вследствие чего отправители часто меняют сроки и направления перевозок. Кроме того, отсутствуют регулярное составление межотраслевых балансов по регионам и полноценная нормативно-законодательная база по операторам и нормам их ответственности, замедляется оборот цистерн. Последнее связано с уменьшением на них спроса и с ростом дальних перевозок. Между тем растут порожние пробеги цистерн. Во многих регионах правит бал монополизм операторов - в сфере цен, объемов перевозок и их направлений и т.п.
Региональную тональность этих проблем отметил в своем выступлении гендиректор компании "Востокнефтетранс" Сергей Андрианов: "К примеру, договоры на подачу, уборку, эксплуатацию на разных дорогах сети подписывают совершенно разные люди - от начальника дороги до начальника грузовой коммерческой работы. То есть в одной и той же системе действуют разные правила, и эту ситуацию необходимо менять в первую очередь".
Другие участники форума сакцентировали внимание на том, что упомянутые проблемы, с одной стороны, благоприятствуют большей рентабельности трубопроводных нефтеперевозок. Но с другой - "трубная" сеть сориентирована в основном на экспорт и, соответственно, недостаточно разветвленная по стране.
А эксперт компании "Петромаркет" Роман Сафиюлин выделил такую тенденцию: "Ввиду географической специфики перевозок нефтепродуктов и недостаточной развитости нефтепродуктовой сети некоторые виды нефтепродуктов и на экспорт направляются в основном по железным дорогам". Поэтому, по его мнению, требуется комплексно решать вопросы, напрямую влияющие на эффективность железнодорожных неф теперевозок.