Леонид Радзиховский: "Светская болтовня" задает стиль в нашей политике

Я написал несколько статей об "американской пиар-угрозе" - любимой теме нашей пропаганды.

Но это только один звонкий ручей в словесном потоке "публичной политики" в России.

Вот временно поостыла "американская ТВ-угроза". Зато на ТВ надвинулась другая пурга - права и обязанности геев. Никак не могу сказать, что тема мне близка ("как вы относитесь к гомосексуалистам?" - "я к ним не отношусь"), но она имеет два достоинства. Во-первых, анекдоты "про это", как известно, многих людей занимают. Во-вторых, все эти разговоры - классическое толчение воды в ступе, потому что по определению ясно, что они ни к чему не ведут. Вот уж, простите, "педерастическая тема".

А на заднем плане маячит еще одно "наше все" - Сталин во всей роскоши усов. Где-то его, красавца, поместили на обложке школьной тетради. Разговоры про Сталина то возникают, то исчезают, неизменно снимают богатый урожай эмоций (сам участвовал, сам заводился). Эти волнения напоминают старый анекдот. Старуха идет и кричит: "Изнасиловали, изнасиловали!" Подбегает милиционер: "Кого?" Она отвечает: "Меня". - "Тебя?!". "Да, меня, на этом месте, 60 лет назад". - "Так что ж ты орешь?" - "А вспомнить приятно".

Или еще - смертная ТВ-казнь. Казнить нельзя помиловать, но микрофона не лишать...

Или - разговоры "о коррупции". Разумеется, "разговоры вообще", "на безымянной высоте", так сказать. Можно это изменить или нет, воровство - планида наша такая или нет, "Ревизор", Карамзин, дикая приватизация - и пошло, пошло и еще пошлее...

Это я не к тому, что "геополитика", гомосексуализм, сталинизм, "идея коррупции" или смертная казнь не стоят ТВ-шоу. Все это темы вполне занимательные, для кого-то важные.

Но ясно, что ни малейшего практического значения все это не имеет, иметь не может.

Ток-шоу ради токования, кухонно-светский треп пикейных жилетов.

Это замена, подмена или забалтывание (как в случае с коррупцией) реально важных тем.

Конечно, никак нельзя сказать, что вопросы, действительно касающиеся миллионов людей, не обсуждаются политиками. Еще бы не хватало! Нет, разумеется, много обсуждаются - и пенсии, и проблемы ЖКХ, и цены на бензин, и состояние дел в образовании-медицине и т.д.

Но, во-первых, объем и приоритетность. "У них первый был вопрос: "Свободу Африке!" А потом уж про меня, в части "разное". Иными словами, на важнейшие темы тратится времени и сил много меньше, чем они того стоят, а на пустые, высосанные из пальца, - много больше, чем они заслуживают.

Второе обстоятельство гораздо важнее. "Светская болтовня" задает стиль, нормы "политкорректности" в нашей политике - о чем бы ни шла речь.

Сотрясение эфира как самоцель. Платонические разговоры, из которых ничего не следует. "Выговорились? Ну, привет! До новых встреч". Если речь идет об угрозе со стороны Америки, Сталина или тела Ленина в мавзолее - дискуссии на уровне рассказа Шукшина "Срезал" вполне адекватны.

Но разговоры про налоги-цены-ЖКХ (и про коррупцию - только с именами и паролями) вообще-то предполагают совсем другое. В нормальных обществах "разговоры работают": группы лоббистов с разных сторон предлагают абсолютно конкретные решения, пропагандируют их - и из столкновений этих воль и идей рождаются политические решения. Которые реализуются в парламенте и исполнительной власти.

У нас - ничего подобного. Ток-шоу, обсуждение - в том числе конкретных и важных вещей - не средство передвижения политики, а роскошь общения, психотерапия. Нет обратной связи с избирателем - никаких легитимных лоббистских групп. Нет системы колес, с помощью которых слова превращают в дела, треп о политике - в политику.

Система "пустая бочка гремит, а властная - молчит" необходима бюрократии. Она же вполне устраивает и оппозицию! "Внесистемные" заняты "борьбой за освобождение политзаключенных" (обычное беззаконие - не в счет!) и без устали пересчитывают "прошлогодние голоса". "Системные" тоже без конца считают голоса, поглощены "геополитикой", кричат про "русский вопрос" (ну, и каков же ответ? - молчание), а уж если берутся за социальные вопросы, то сразу ударяются в такой наглядно-пустой популизм, что даже обсуждать всерьез их идеи желающих нет...

Слова - отдельно, действия - отдельно. Единственный, кто может соединить одно с другим, - Глава Государства (Царь, Генсек, Президент), слова которого становятся делом. Вот народ на него и полагается, рвется "правду донести".

Что ж, такая структура пространства политтрепа удобна всем элитам. Ответственным за бесшумные дела (бюрократия) и за шумные слова (оппозиция, т.е. вечные "кандидаты в бюрократы"). А общество знай себе ходит по кругу, от одних к другим - из пустого в порожнее...