09.04.2012 23:08
    Поделиться

    Фестиваль "Дубль дв@" покажет дебютные киноленты известнейших мастеров

    Сегодня первый день работы III интернет-фестиваля "Российской газеты" "Дубль дв@", посвященного режиссерским дебютам.

    О главной конкурсной программе современных дебютов я рассказал во вчерашнем номере "РГ", причем более подробный разбор каждого из фильмов еще впереди. Сегодня - о параллельной внеконкурсной программе дебютных картин известнейших мастеров. Нам показалось любопытной сама возможность таких параллельных просмотров картин, разделенных десятилетиями. Картин, где начинающие режиссеры делали первую, самую важную заявку на свой круг тем, стиль, подход к жизненному материалу, миропонимание, - на свое место в искусстве.

    Современные дебюты прошли через затяжную полосу "чернухи", когда казалось, что без унылой мины нет серьезного искусства. Среди этих картин были свои лидеры, но больше провалов, не оставивших в памяти следа. Теперь внезапно пошла череда картин, исполненных молодого оптимизма. Даже трагический финал "Бездельников", к примеру, не вселяет в зрителя ощущения безнадеги. Похоже, кино выходит из тупика.

    Теперь внезапно пошла череда картин, исполненных молодого оптимизма. Похоже, кино выходит из тупика

    В этом смысле дебюты 60 - 80-х особенно изумляют молодой энергетикой, интеллектуальной насыщенностью, духовной зрелостью. Фильмом "Слово для защиты" в 1976 году дебютировали драматург Александр Миндадзе и режиссер Вадим Абдрашитов, сразу завоевав славу блестящих психологов и аналитиков, которых интересуют "невидимые миру" социальные катаклизмы. Здесь изумителен дуэт Марины Нееловой и Галины Яцкиной: первая в роли адвоката, защищающего подозреваемую в убийстве девушку. Перед нами процесс постижения молодыми героинями трудных жизненных истин, он делает обеих взрослее и мудрее. Эта психологическая драма получила призы в Риге и в Барселоне, стала одной из знаковых работ молодого кино 70-х. Впоследствии тандем Абдрашитов - Миндадзе дал еще много образцов остро социального кино, но нам сейчас интересны самые первые шаги режиссера на этом пути. Его дипломная картина "Остановите Потапова" по рассказу Григория Горина стала событием киножизни. В ней играют Валентин Смирнитский, Александр Филиппенко, Семен Фарада и Владимир Высоцкий - во фрагменте таганковского спектакля "Гамлет". Крайне интересна и высоко оцененная Михаилом Роммом курсовая короткометражка Абдрашитова "Репортаж с асфальта". Перед нами диаграмма стремительного взлета одного из лучших режиссеров страны - все три фильма можно увидеть на нашем фестивале.

    В начало 60-х перенесет нас дебют Александра Митты "Друг мой, Колька!", снятый будущим автором "Экипажа" и "Сказки странствий" в содружестве с Алексеем Салтыковым по сценарию Александра Хмелика. Это был абсолютно новаторский подход к школьной теме - впервые в лучезарный мир киношного детства вторглись серьезные неувязки: ребята придумали в противовес школьной формалистике некое "тайное общество", и оно переполошило все начальство. Спустя 15 лет актер Владимир Меньшов снял свою первую режиссерскую работу "Розыгрыш" по сценарию Семена Лунгина - и снова взорвал благолепную "школьную тему" рассказом о юных амбициях и подростковой жестокости.

    Карен Шахназаров, будущий гендиректор "Мосфильма", дебютировал кинофельетоном "Добряки" (1979) по сценарию Леонида Зорина, где бездарный, но напористый проходимец с помощью отзывчивых коллег делает себе шикарную научную карьеру. В этой роли Георгий Бурков, его партнеры - Татьяна Васильева, Владимир Зельдин, Лариса Пашкова, Николай Волков. Николай Досталь, будущий автор "Раскола" и "Облака-рая", в качестве первой "пробы пера" экранизировал повесть Анатолия Макарова "Человек с аккордеоном" (1985) о фронтовике, которому ранение помешало вернуться к профессии артиста оперетты, а главное, к своей первой и единственной любви. Эту роль замечательно играет Валерий Золотухин, с ним - Ирина Алферова, Владимир Сошальский, Михаил Пуговкин, Евгений Евстигнеев.

    В 1965 году сенсацией стал дебют Андрея Кончаловского "Первый учитель" по повести Чингиза Айтматова - фильм, открывший стране молодую актрису Наталью Аринбасарову. Картина обошла многие фестивали, получив призы в Венеции, Киеве, Риме. Через 20 лет всю страну заставил хохотать фарс никому тогда не известного Юрия Мамина по сценарию Владимира Вардунаса "Праздник Нептуна". Комедия нравов о том, как в затхлый райцентр Малые Пятки должна нагрянуть шведская делегация, чтобы принять участие в физкульт-привет-празднике, существующем только в отчетах городского начальства. Наконец, будущий СAС и автор легендарной "Ассы" Сергей Соловьев в качестве первого шага сделал звездный фильм "Егор Булычев и другие" по драме Горького, собрав в нем такое количество любимейших актеров, о каком сегодня нельзя и мечтать: Михаил Ульянов, Майя Булгакова, Екатерина Васильева, Зинаида Славина, Анатолий Ромашин, Евгений Стеблов, Римма Маркова, Ефим Копелян, Валентина Шарыкина, Елена Соловей, Георгий Бурков, Вячеслав Тихонов, Нина Русланова, Лев Дуров... Как говаривал Фамусов, "Вы, нынешние, - нутка!".

    Поделиться