Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области готовит для регионального Законодательного собрания комплекс предложений по внесению изменений в закон о торговле.
Цель поправок - облегчить процедуру попадания региональных продуктов на прилавки сетевых магазинов. Пока неизвестно, какие именно поправки будут внесены областными чиновниками - их список только формируется. Известны только основные претензии производителей к закону.
- Сейчас закон о торговле защищает только сети, но не производителя, - говорит Юрий Трусов, директор "Лен облптицепрома", участвовавший в заседании, на котором было принято решение о внесении поправок. - Чтобы изменить этот порядок, необходимо ограничить наценку на социально значимые товары до 15%. Кроме того, для дальнейшей стабилизации ситуации нужно законодательно утвердить форму типового договора работы поставщика и сетевика, исполнение которого должно контролироваться государством. Этот договор должен ограничить выплаты поставщиков различных бонусов сетевикам, которые в настоящий момент достигают 25%. Кроме того, закон должен ограничить присутствие сетей в регионе на уровне 25%.
Сегодня в сетевые магазины поставляется продукция 150 областных агропроизводителей. Их общий ассортимент составляет около 400 наименований, а оборот - около 8,5 млрд рублей. При этом фермеры жалуются, что не могут работать в жестких условиях, выставляемых им сетевиками. Да и сама агрессивная экспансия сетей не позволяет развиваться другим форматам торговли. Согласно статистике, сети только за январь 2012 года увеличили свою долю в общем обороте розничной торговли региона на 5%, что сопоставимо с показателями за весь 2011 год. Таким образом, доля "больших" магазинов в области сегодня составляет 44% (в Санкт-Петербурге - 52%). Только за 2011 год в Ленинградской области закрылось 690 местных торговых предприятий. "Их закрытие негативно сказывается на нашем бизнесе, так как нам приходится поставлять товар в сетевые магазины по цене на уровне себестоимости", - говорит заместитель генерального директора хлебокомбината "Петрохлеб" Галина Казанцева. Правда, аналитики считают, что вытеснение мелких магазинов на фоне роста крупных сетей - процесс закономерный и неизбежный.
По словам доцента кафедры финансовых рынков ВШЭ СПб Ивана Котлярова, инициативу Ленобласти иначе как популистской назвать трудно. Она позволяет ее авторам без больших затрат выглядеть защитниками локального производства, но ни к каким реальным результатам не приведет, поскольку не опирается на содержательный анализ ситуации на розничном рынке.
Эксперт считает: мелкие сельхозпроизводители не в силах - из-за сезонности - обеспечить круглогодичные поставки, им сложно унифицировать ассортимент и продавать товары в больших объемах. Кроме того, сети заинтересованы в низких закупочных ценах, которые можно обеспечить лишь за счет большого объема производства и активного использования новых технологий. С другой стороны, преимущество фермеров в экологичности продукции. Иными словами, в сложившейся ситуации сотрудничество между фермерами и сетями может быть только принудительным, их модели бизнеса просто не соответствуют друг другу. Таким образом, реальная защита фермеров со стороны областного правительства могла бы заключаться в содействии созданию альтернативных каналов сбыта и развитию логистической инфраструктуры - а именно "в субсидировании мощностей по хранению, первичной обработке и транспортировке продукции". Сейчас же фермеры борются за выживание своими силами. Так, в Выборгском районе они для реализации своей продукции стали объединяться и покупать автолавки. А пока это происходит, областные чиновники предлагают воздействовать на крупных розничных игроков введением ограничительных мер.