Новости

10.04.2012 00:40
Рубрика: Экономика

До тридцати и младше

Трубопрокатной отрасли нужны молодые специалисты
Текст: Ярослав Ждань (генеральный директор "Челябинского трубопрокатного завода")

Одна из самых больших проблем, с которыми сегодня сталкиваются крупные промышленные предприятия, - необходимость привлечь молодые профессиональные кадры. Так получилось, что средний возраст большинства рабочих - более 45 лет. И по мере того, как предприятия приобретают новое оборудование и внедряют передовые технологии (только в трубной отрасли, например, 60 процентов труб большого диаметра для магистральных нефтегазопроводов выпускаются на новейшем оборудовании), привлечение и удержание молодых специалистов становится очень важным.

В последние 3-5 лет трубники сталкиваются с освоением совершенно новых технологий. В советское время, например, срок службы самого востребованного вида продукции, трубы большого диаметра, обычно составлял 30 лет. Сегодня выпущенные отечественными заводами трубы могут исправно служить и 50, и 70 лет. При этом эксплуатируют их в гораздо более жестких условиях - нефтепроводы из российской трубы прокладывают и по дну морей, и в вечной мерзлоте. Или возьмем простую техническую операцию - измерение геометрии. Правильная геометрия трубы диаметром 1420 мм и длиной 18 метров, вес которой в среднем составляет 28 тонн, напрямую отражается на ее потребительских свойствах. В норме отклонение не должно превышать 0,1 мм. Новые технологии гораздо проще осваиваются молодыми, технически подкованными специалистами.

Как правило, хорошо подготовленный современный рабочий может полноценно работать еще по двум-трем специальностям. Может замещать коллег-сварщиков или, например, вальцовщиков. Поэтому борьба за лучшие кадры становится сегодня ничуть не менее важным занятием, чем получение новых заказов, снижение затрат или оптимизация процессов на производстве.

Проблему омоложения трудового коллектива можно решить несколькими способами. Например, получить готовых специалистов с заводов-конкурентов. Однако в последние годы все ведущие заводы трубной отрасли активно модернизируются, и профессиональные молодые металлурги, как и специалисты с опытом, стали на вес золота.

Хороший способ - привлечь выпускников технических факультетов лидирующих вузов. В конечном счете сегодня около 60 процентов молодых рабочих - люди с высшим образованием. Плюсы специалистов с высшим образованием заключаются в том, что они быстро адаптируются к новой технологии, хорошо работают в команде. Но адаптация послевузовского новичка занимает до полугода. А учитывая потраченное на него время старших коллег, стажировки и цену человеческой ошибки - сами можете представить, сколько стоит брак в производстве трубы ценой около миллиона рублей. И в большом количестве переобучать выпускников университетов и технических институтов все-таки дорого.

Когда в считаные месяцы нам пришлось нанять около 2000 высококвалифицированных или, по крайней мере, людей с хорошим техническим потенциалом, большую роль сыграло любопытство. Несколько сотен молодых людей сразу после техникумов или институтов мы направили на лучшие металлургические производства в России, Германии, Соединенных Штатах Америки и Китае. Увиденное оставило мощные впечатления, что сказалось не только на квалификации и мотивации сотрудников, но и включило правильное "сарафанное радио".

Но самый лучший способ решить проблему омоложения кадров - все-таки создание собственного образовательного центра. За полгода учебы на современном оборудовании и под присмотром будущего коллеги или мастера ребята в возрасте 15-16 лет очень быстро осваивают самые сложные тонкости профессий металлургов. А погруженность в заводскую среду - за получением практических знаний они проводят более половины рабочего времени в производственных цехах - позволяет почти без раскачки начать работать по трем, а иногда и четырем рабочим специальностям.

И, наконец, о детях. Молодые специалисты должны составить костяк предприятий отрасли через 5-10 лет. Лучший способ получить мотивированных и образованных сотрудников - зародить мечту о работе на производстве в детстве. Второй год подряд по выходным дням на наших предприятиях проводятся экскурсии для всех желающих. В цехах побывало около 30 тысяч человек - примерно 3% населения города-миллионника Челябинска. Дети и их родители с удовольствием смотрят, как катается труба, работают прессы. Когда-нибудь один из этих мальчишек, возможно, придет нам на смену.

Экономика Отрасли Промышленность