09.04.2012 23:46
    Рубрика:

    Авиакомпании вынуждены покупать экологические квоты у стран ЕС

    Экологический платеж Евросоюза обязателен и для российских авиакомпаний

    С 1 января 2012 года на территории ЕС действует Директива 2008/101/EC, вводящая особый режим контроля над выбросами углекислого газа, осуществляемыми самолетами при перелете над территорией ЕС.

    Сфера действия Директивы распространяется в том числе на авиакомпании, не входящие в состав Европейского союза, но осуществляющие выбросы над территорией государств - членов ЕС. В этот перечень входят многие авикомпании мира, включая 117 российских: "Аэрофлот", "Трансаэро", Siberia Airlines, "ЮТэйр" и другие. По различным данным, сами они по-разному оценивают свои потери от покупки квот на выбросы углекислого газа: от 3 до 40 млн евро в год.

    Директива была оспорена третьими государствами как нарушающая нормы международного права, однако ее положения были подтверждены решением Суда ЕС, вынесенном в преюдициальном порядке. Так что исполнять Директиву 2008/101/EC нашим авиакомпаниям все же придется. А следовательно, ее необходимо изучить, чтобы грамотно планировать свою экономическую деятельность. Ведь несоответствие новым нормам может привести к серьезным экономическим и административным последствиям (запрет полетов над территорией ЕС, уплата штрафов).

    Директива была принята ЕС во исполнение обязательств по Киотскому протоколу и является частью механизма торговли квотами на выбросы в атмосферу. Оплата подобных выбросов представляет собой обязательный сбор неналогового характера и является важным условием осуществления перелетов над территорией ЕС. На основании нарушений требований Директивы Европейская комиссия ежегодно будет составлять перечень авиакомпаний, полеты которых над территорией стран ЕС запрещены.

    Директива также предусматривает сотрудничество ЕС с третьими государствами в целях создания аналогичных норм в их законодательствах. Такое сотрудничество подразумевает возможные варианты адаптации положений Директивы Еврокомиссией для обеспечения оптимального взаимодействия с государствами, которые принимают меры экологического характера, как минимум эквивалентные мерам, предложенным в Директиве. Подобная адаптация найдет свое отражение в двухсторонних договорах и может привести к пересмотру объемов выбросов, предоставляемых авиакомпаниям такого третьего государства. Однако в настоящий момент отсутствует механизм, предписывающий полное освобождение от платежей, согласно Директиве в случае применения эквивалентных мер на национальном уровне.

    Основным критерием попадания авиакомпании в сферу действия Директивы является осуществление взлета или посадки в аэропорту одного из государств - членов ЕС. Сам по себе непрерывный перелет над территорией ЕС не влечет обязательств по уплате экологического платежа. Если информация об операторе воздушного судна не раскрывается, в качестве оператора может признаваться собственник транспортного средства. Директива исключает из сферы действия авиакомпании, совершающие малое количество перелетов на протяжении трех последовательных кварталов, а также осуществляющие тренировочные и военные полеты, официальные перелеты глав государств и т.д. Таким образом, Директива направлена преимущественно на коммерческую гражданскую авиацию.

    Направления применения Директивы заключаются в контроле и постепенном сокращении объемов выбросов, а также их частичной оплате. По каждой компании, осуществляющей перелеты над территорией ЕС в течение определенного времени, будут исчислены "исторические выбросы", являющиеся точкой отсчета для дальнейшего предоставления ей лимитов. В соответствии с планом, установленным в Директиве, максимальный объем выбросов, предоставляемый компаниям в 2012 году не должен превышать 97% начиная с 2013 года - 95% от объема исторических выбросов. Начиная с 1 января 2012 года авиакомпаниям безвозмездно предоставляется право на осуществление 85% выбросов, оплата 15% выбросов будет составлять так называемый "экологический налог". С 2013 года объем безвозмездно предоставляемых выбросов сократится до 82%, оставшиеся 3% будут направлены на формирование "специального резерва" для вновь создаваемых авиакомпаний. Полномочия по подсчету и предоставлению выбросов передаются так называемым "государствам-администраторам", в бюджет которых будут поступать полученные средства. Нарушение правил будет караться системой штрафов и/или начислением пени за неуплату данного сбора в установленный срок.

    Отнесение авиакомпании к определенному государству-администратору осуществляется Еврокомиссией. Соответствующий список на 2012 год был составлен в апреле 2011 года и направлен государствам - членам ЕС. Государство-администратор направляет уведомление своим подотчетным компаниям до 28 февраля каждого года. Если этого не происходит, необходимо обратиться в соответствующие органы государства-администратора. Таковыми, например, являются: департамент энергетики и климатических изменений (DECC) в Великобритании, управление по торговле выбросами (DEHSt) в ФРГ. Сотрудничество с этими органами необходимо для реализации схемы получения права осуществлять выбросы, в том числе на безвозмездной основе. Положения Директивы также действительны на территории ряда европейских государств, не являющихся членами ЕС (Исландия, Норвегия).