В России на многих сырьевых рынках, а также в сфере действия естественных монополий существует внутреннее ценовое регулирование. Ценовое регулирование со стороны государства направлено прежде всего на предотвращение бесконтрольного повышения цен в условиях неэластичного спроса. В то же время субъекты естественных монополий и доминирующие субъекты стараются компенсировать финансовые потери от ценового регулирования на внутреннем рынке, поставками на экспорт. Цены экспортных контрактов, заключаемых такими субъектами, формируются на основе рыночных механизмов и учитывают мировые цены, сложившиеся на международных рынках. Также типична ситуация, когда, будучи ограниченными в установлении цен на внутреннем рынке, эти субъекты увеличивают поставки товаров и услуг на экспорт.
При этом колебания цен на регулируемых рынках, возникновение искусственного дефицита товара внутри России (например, в результате увеличения его экспорта) жестко контролируется со стороны ФАС, ФСТ и иных госорганов. Однако последствия для ценообразования на внешних рынках (например, падение мировых цен в результате перенасыщения рынка из-за увеличения экспорта определенного товара) контролируются преимущественно двусторонними соглашениями между Россией и другими государствами, дающими возможность соответствующим странам применять ответные экономические санкции.
Однако описанная ситуация в скором времени изменится в связи со вступлением России в ВТО и ратификацией нашей страной многосторонних торговых соглашений, запрещающих политику протекционизма и нарушение экономических прав других стран - участниц ВТО. Минэкономразвития анонсирует присоединение России к ВТО уже летом 2012 года.
Если проанализировать государственное ценовое регулирование рынка в контексте вступления России в ВТО, то оно, по сути, представляет собой ограничение максимальных цен на определенные товары и услуги внутри страны. В то же время само по себе ценовое регулирование и ограничение максимальных цен не запрещены действующими соглашениями ВТО. Это также подтверждает тот факт, что во время переговоров о присоединении к ВТО Россия согласовала с другими странами-участницами перечень товаров и услуг, для которых внутреннее ценовое регулирование сохраняется даже после даты присоединения.
Буквальное толкование многосторонних международных договоренностей также дает основания полагать, что после вступления России в ВТО не запрещено вводить новые меры ценового регулирования на других рынках. Однако такое регулирование не должно создавать необоснованных преференций для отечественных промышленных производителей. Такая ситуация, например, возможна, когда российские производители приобретают сырьевой товар на внутреннем рынке по регулируемой цене, намного меньшей, чем цена для внешних покупателей. В результате чего страны, импортирующие соответствующее сырье в Россию, не могут конкурировать с отечественными производителями, а страны, экспортирующие такой товар из России, находятся в дискриминационном положении по отношению к отечественным промышленным потребителям.
Та же самая логика применима и к тем отраслям, для которых ценовое регулирование рынка сохраняется после вступления России в ВТО. Если потом выяснится, что какие-то из согласованных регуляторных мер существенным образом нарушают коммерческие интересы других стран - участниц ВТО, то такие страны будут вправе заявить России свои претензии. Также велика вероятность того, что в случае создания для отечественных промышленных производителей каких-либо преимуществ при покупке определенных товаров или услуг по регулируемым ценам аналогичных преференций будут требовать иностранные производители, в отношении которых такие преференции не действуют. Примером применения такого механизма можно считать требование стран - участниц ВТО о недискриминационном ценообразовании на железнодорожные грузоперевозки в отношении всех импортных и экспортных грузов, а также транзитных грузов, которое должно соответствовать режиму, установленному для товаров отечественного производства.
Однако во многих регулируемых секторах экономики РФ была начата реформа, направленная на демонополизацию рынка и развитие конкуренции. При этом начало реформы и ее экономический эффект могут существенно снизить риск возможных претензий со стороны стран - участниц ВТО, а также послужить обоснованием того, что Россия следует принятым на себя обязательствам по дерегулированию экономики.
Несмотря на то что перечень отраслей, где на дату вступления в ВТО действует ценовое регулирование, был исчерпывающим образом согласован во время переговоров о присоединении, госорганы РФ продолжают работу над созданием нормативных актов, регулирующих ценообразование или рекомендующих цены на внутреннем рынке на определенные виды товаров (например, на рынке продажи нефтепродуктов, некоторых видов сырья для производства удобрений), которые в теории могут быть приняты до даты присоединения. В то же время у отраслей, для которых обсуждается введение соответствующих мер, появился мощный аргумент в пользу применения рыночных, а не сугубо регуляторных механизмов определения цены. Такая цена должна будет не только учитывать положения соглашений ВТО и экономический эффект для импорта и экспорта, но и соответствующие производственные затраты и разумную прибыль хозяйствующих субъектов.
Для этого госрегулятору придется заранее оценивать возможные последствия для экспорта и импорта товара, на рынке которого вводится контроль за ценообразованием, не будет ли создана дискриминация иностранных покупателей по сравнению с покупателями на внутреннем рынке, а также не будет ли такое ценовое регулирование рассматриваться как мера скрытого промышленного субсидирования.
Мария Борзова,
юрист коммерческой группы юридической фирмы
Vegas Lex