Группа "Мегаполис" отпразднует 25-летие в Политехническом музее

"Мегаполис" - одна из "больших групп" 80-90-х. Интеллигентная, по-московски немного пижонская, с проникновенными интонациями вечных эпикурейцев, тепло и немного снисходительно наблюдающих за жизнью. Этот квартет всегда бы моментально опознаваем: по саунду, душевности, репертуару. С их "Рождественским романсом" на стихи Иосифа Бродского, почти по-тургеневски эпичной "Грозой в деревне" и строчками про "голубые как яйца дрозда"…

Вся страна подпевала их "Карл-Маркс-Штату" и "Москвичкам", но в 1996 году "Мегаполису" надоело играть музыку. И Нестеров стал продюсером, выведшим к славе Найка Борзова, "Ундервуд", "Машу и медведей", а позднее - "СПБЧ" и Алину Орлову. А недавно - столь же непредсказуемо возродил "Мегаполис". После 14-летних каникул у группы вышел новый диск "Супертанго" (танго на нем, впрочем, немного, но песен, к которым стоит отнести  эпитет "супер" - хватает)…

Теперь, незаметно подкралось и 25-летие, которое "Мегаполис" отпразднует 15 апреля на сцене Политехнического музея, где в 60-е выступали лучшие поэты страны, в том числе Андрей Вознесенский, который и написал строчки про "голубые как яйца дрозда". А потом, после встречи с "Мегаполисом", разрешил Нестерову написать на них музыку. Но вот с Иосифом Бродским (чьи стихи группа находила в самиздатовских ксероксах) рокеры познакомиться уже не успели - об этом лидер "Мегаполиса" сожалел и в интервью обозревателю "РГ".

 
Видео: Сергей Куксин

Но юбилейный концерт "25 или Супертанго с поэтом" теперь составит из двух частей: поэтического и музыкального. Ради него гости приедут в Политехнический даже из-за границы, в том числе и поэт Александр Бараш, когда-то и придумавший для группы это название.

Российская газета: "Мегаполис" - редкая группа, которая появляется на сцене только когда ей есть что сказать. Вы назло системе решили не жить в таком ежедневном и утомительном графике шоу-бизнеса (запись в студии - раскрутка - концерты - телесъемки?!), как остальные рок и поп-звезды?

Олег Нестеров:  Я совершенно случайно определил для себя времена наибольшей активности "Мегаполиса": они приходились на самые яркие периоды жизни Москвы, моего родного города. Наше первое появление в 1987 году - расцвет перестройки. А максимальная активность - в начале 90-х, когда мы записали много альбомов, да и вся страна начала жить по-другому. Все закончилось в 1996-м. И в "нулевых" - эпоху гламура, хит-парадов - было уже абсолютное молчание "Мегаполиса". Но как только забрезжили "десятые", мы тотчас же отозвались альбомом "Супертанго"…. Нам снова стало интересно играть и сочинять.

РГ: Во время творческих каникул, вы с басистом Михаилом Габолаевым создали продюсерский центр "Снегири", помогали вставать на ноги молодым артистам. Все они, став мало-мальски знаменитыми, ушли… Какими словами себя утешали?  

Нестеров: Ни один успешный артист не ушел разве что от Игоря Матвиенко. Но это феномен на нашей сцене… Да, уходили, хотя с иными артистами я прожил достаточно долгую жизнь: с Найком Борзовым, например, целых шесть лет. А с "Ундервудом" мы выпустил три альбома - становление, взросление группы прошло под нашим крылом. Но, так ведь и дети уходят из дома - желая стать самостоятельными, это естественный процесс. И в этом нет ничего обидного. Потому что существуют два типа проектов: "проект-идея", который придумывает продюсер и ищет под него подходящие кандидатуры (как изобрел своих "Иванушек-International" и "Мобильных блондинок" Игорь Матвиенко - Прим. А. А.) и "проект-герой", когда артист рождается героем, и продюсер только разворачивает его наиболее выигрышной стороной перед обществом.  Мне всегда как раз было интересней заниматься "проектами-героями".

При этом все проекты приносили нам деньги, но если кто-то уходил раньше, то мы договаривались о каких-то отступных…Как я выбирал тех, с кем потом шел работать в студию?  Критерий прост: если я понимаю, что буду плакать, слушая через 10 лет эту запись - то стану работать с таким артистом. А если нет - то мне и ни к чему. Сейчас мы, кстати, нащупали пульс "десятых" и наш новый проект Retusses - новые герои, по которым начинает сходить с ума новое поколение. Это новые "Битлы", только наши…

Грустно ли мне было, пока мы с Михаилом Габолаевым ничего не делали - не извлекли ни одной ноты? Нет - мы же пропустили через себя массу музыки наших подопечных! И неизвестно, что за это время больше происходило: я совершенствовал продюсерское мастерство или крепчал как артист?!..

РГ: Вы обещали, что "Супертанго" станет для "Мегаполиса" последним альбомом - научившись продюсерскому мастерству, подогревали внимание к долгожданному релизу?

Нестеров:  Нет. У любого артиста любой альбом может оказаться последним.  И от "Супертанго" у меня было именно такое, жутковатое ощущение. А с другой стороны - я был абсолютно внутренне свободен. Потому что отстраненно смотрел на окружающих и был никому ничего не должен. Единственным критерием при работе над диском было желание сказать правду. В такой момент ты особенно осознанно и остро ее понимаешь, будто бы напоследок… Потом мне сказали, что таким приемом пользовались Есенин и Маяковский. Но для нас - это никакая не игра, это путешествие, которое закончилось, когда была записана последняя нота. Я абсолютно не заботился об этом альбоме: знал, что это диск будет долго слушаться и песни дойдут до слушателя - тех, кому они нужны - и без всяких хит-парадов.

РГ: Диск в итоге получился умным, печальным и душевно-философским. Сложно представить, как он будет сочетаться с "Карл-Маркс-Штатом", "Новым московским сиртаки", "Звездочкой", "Там" (тоже на стихи Бродского) и прочим изящным - в меру пофигистским, но и романтично-экзистенциальным - творчеством "Мегаполиса" в юбилейной программе?!

Нестеров: "Супертанго" -  лучший наш альбом. По нему и нужно мерить. Какие-то прошлые песни с ним лучше соотносятся, какие-то хуже. Но и "40 ночей вальса", и "Осень-86", и даже "Там" - кусочки будущего "Супертанго", которые были разбросаны по нашей прошлой жизни и скрыты от всех под тенью "Мегаполиса" и "голубых яиц дрозда". Это - медленное и красивое взросление "Мегаполиса", которое можно назвать и медленным красивым старением и мудрением.