8 апреля ушел из жизни летчик-испытатель Петр Остапенко. 11 апреля его похоронили на кладбище в Жуковском, ставшем некрополем авиаторов.
Летчики-испытатели, люди особого склада, профессионалы риска. Они первыми поднимают новую машину, учат ее летать, выявляют и исследуют скрытые от создателей черты ее характера и обуздывают его. Петр Максимович - один из этой отважной когорты - Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР. Он испытывал все МиГи, начиная с МиГ-21. Лучшей рекомендации не надо.
Остапенко родом с Кавказа. Мальчишкой видел воздушные бои над Тереком. Видно тогда решил стать летчиком, и после войны, как пришел срок, поступил в Армавирское высшее летное училище. В 1951-м окончил училище, рвался воевать в Корею, но его оставили летчиком-инструктором учить летать курсантов. В училище Петр познакомился с Сашей Федотовым, будущим знаменитым шеф-пилотом ОКБ "МиГ". В 1958 окончил школу летчиков-испытателей (ШЛИ). Его не хотели принимать: возраст вышел, опоздал почти на два года. Но Петр долго упрашивал начальство ШЛИ, и они сдались. Испытательская работа влекла его.
В ОКБ "МиГ" он пришел испытывать самолеты в тот же год, что и Александр Федотов. Начал с Миг-21. Правда, пришлось испытать и МиГ-19 с ЖРД.
Потом испытания и доводка МиГ-23. Первым поднимал самолеты короткого взлета-посадки МиГ-23-31 и МиГ-23-01, когда на них не было крыла с изменяемой стреловидностью.
Любимым самолетом стал МиГ-25. "Наверное, - говорит Остапенко за его скорость". Петр Максимович увереннее чувствовал себя в воздухе, чем на земле. Так и подмывало завертеть самолет в немыслимом каскаде фигур. Этот азарт сделал для него чем-то обыденным и рекордные полеты. Восемь мировых рекордов установил Остапенко. Среди них один абсолютный. И соответственно, Петр Максимович стал мастером спорта международного класс. На уникальном перехватчике МиГ-31 Петр Максимович демонстрировал чудеса перехвата. "В полете я думаю, что я птица, я свободен, - говорит Петр Максимович. - Мы крутим и вертим самолеты, в этом наша работа. Решения порой надо принимать мгновенно".
Жизнь летчика зиждется на кончике крыла. Тонкие грани опасности и риска порой отделяют его от трагедии. Доводилось не раз катапультироваться, один раз с 70-метровой высоты. В тот раз жизнь ему спас взрыв самолета. Взрывная волна наполнила купол парашюта. Преследовали травмы, даже на земле. Сбила машина. Генеральный конструктор Ростислав Беляков сказал ему: "Петро, за тобой "Косая" ходит". В 1981 году в 53 года ушел с летной работы. Но в авиации остался. Работал в РСК "МиГ" и по-прежнему испытывал самолеты, только на земле.
Ветеран-испытатель мечтал увидеть в небе истребитель МиГ пятого поколения. Его мечта сбылась наполовину. В 2000 году многофунциональный истребитель "1-44", который должен был стать ответом американскому "Рэптору" F-22, совершил два полета. Но самолет появился не в то время, и не в том месте, и потому стал ангарным экспонатом. А в Китае спустя десятилетие показали истребитель пятого поколения J-20 очень напоминающий "1-44".
Петр Остапенко испытал 64 типа самолетов и их модификации. Это МиГ-21 и МиГ-23, МиГ-25 и МиГ-27, МиГ-31 и МиГ-29, ставшие эпохальными вехами в истории мировой авиации. Вместе с ними Петр Остапенко вошел в историю и заслуживает памяти доброй и долгой.