В столице создан городской совет молодых семей. Правда, сначала эту форму опробовали на нижнем уровне - так появилось 30 районных советов. Они активно заработали. Но стало очевидно, что есть вопросы, которые невозможно решить без городских властей. Это показало анкетирование - в нем участвовали почти 80 тысяч московских семей. На первое место вышел "квартирный вопрос" (около 70% хотели бы улучшить жилищные условия), на второе - трудоустройство, а еще - экология, здравоохранение...
"РГ" пригласила членов нового городского совета, чтобы обсудить, как помочь молодым семьям встать на ноги?
- 70% семей назвали жилье главной проблемой. Но есть же в Москве возмездные программы, например, "Молодой семье - доступное жилье"?
Людмила Бурова (район Ростокино): Эти программы работают только для очередников. Притом приоритет тем, кто встал на жилищный учет до 2005 года. А если молодые супруги получают в среднем по 30 тыс рублей, да, не дай бог, у них есть какая-нибудь дачка, их не признают малоимущими и в очередь не поставят. Кроме того, большинство семей "не пройдут" по родительским метрам. Получается, с одной стороны, по документам они - не малообеспеченные, а с другой - не настолько обеспечены, чтобы купить квартиру. Городские программы рассчитаны на какую-то эфемерную группу людей!
Сергей Селиверстов (координатор городского совета): Не скажите. Только в Кожухово построено 8 домов по программе "Молодой семье - доступное жилье". Когда они въезжали, в семьях было по одному ребенку, а сейчас по три. И в Митино есть такие дома.
Инна Густомесова (район Восточное Дегунино): Но попасть в программу действительно сложно. У нас в районе семья Натальи Спириной - 6 человек, очередники с 2007 года. Им из департамента жилищной политики и жилищного фонда пришел ответ: "Ваша семья принята на жилищный учет после 1 марта 2005 года. Удовлетворить просьбу войти в программу не представляется возможным".
Виталий Еремеев (район Хорошевский): А жилье на рынке молодым семьям не по карману. В начале 2000-х я смог купить однокомнатную квартиру. Тогда это была подъемная сумма. Теперь - нет. Что говорить, если на мировом рынке тонна цемента стоит 45 долларов, а у нас - 160-175. Типичная московская семья - это родители и ребенок. Живут в "однушке". И рады бы родить второго и третьего, но как ответственные люди не могут решиться, пока нет нормальных жилищных условий.
- Что по этому поводу предлагает городской совет?
Виталий Еремеев: Возрождать молодежные жилищные кооперативы. Конечно, перенести прежнюю практику в современные условия невозможно - тогда механизмы не были рыночными. Но мы обсуждали в мэрии такой вариант: нам выделяют участок земли, на который приходит уже сформированный коллектив будущих жильцов. Они сами решают, каким способом строить - кооперативным или путем привлечения нормального застройщика, который будет под их контролем.
- Но по закону землю можно получить только на аукционах. Наверняка вы проиграете коммерческому застройщику, который заломит более высокую цену.
Виталий Еремеев: Не факт. Мы уже три года взаимодействуем с земельным комитетом Госдумы, подготовили поправки в Земельный кодекс... Ведь есть такой механизм, как приобретение в рассрочку, - можно и землю оплачивать государству в течение, допустим, пяти лет. Тогда не страшна и высокая цена.
- В Москве не так много свободных участков - и они нарасхват.
Василий Пугачев (район Зюзино): Можно на новых территориях создать молодежный квартал или даже целый городок, где селились бы молодые семьи.
Пошел в печатники
- А почему трудоустройство, судя по анкетам, стало проблемой N 2?
Людмила Бурова: Много молодежи работает по договорам, то есть социально не защищены. Женщины боятся родить второго или третьего ребенка, потому что в любой момент могут остаться на улице. Как, например, мы помогаем с трудоустройством у себя в Ростокино? Есть предприятия: колбасный завод, много подрядных организаций, которые берут молодых людей на работу. Конечно, не на самые высокие должности, но по трудовой книжке и с соцпакетом. Теперь будем заниматься этой проблемой на уровне города.
Василий Пугачев: Я, например, президент ассоциации выпускников вузов. Многие из них занимают разные посты, имеют свои фирмы и по нашей рекомендации могут предоставить место. Благодаря этому только в Зюзино нам удалось устроить на работу больше 3,5 тысячи человек.
Сергей Селиверстов: При поддержке департамента семейной и молодежной политики мы провели дистанционные курсы для мам, которые потеряли квалификацию в отпуске по уходу за ребенком. Они официально получили дипломы. Конечно, в Москве работа есть. Но приходит человек и говорит: "Я только одно умею делать". Можно ж переучиться - для этого есть всевозможные курсы переподготовки...
Между строк
- В Москве принято уже 17 государственных программ, рассчитанных до 2016 года, Что в них, на ваш взгляд, упущено?
Инна Густомесова: Скажу по своему району - Восточное Дегунино. У нас нет женской консультации. Беременные ездят в Западное Дегунино. А консультация там такая, что зайдешь и подумаешь, стоит ли рожать. Нам говорят, что дефицит поликлиник и врачей-специалистов будет решаться за счет создания единой системы с больницами. Была надежда как-то присоседиться к 17-му роддому, но там нет лишних площадей. И в детскую поликлинику к ЛОР-врачу надо записываться за полмесяца.
Василий Пугачев: В Зюзино тоже с поликлиниками негусто, но я уже видел в планах, как их будут расширять, где появятся пристройки. Даже с введением электронной записи к врачам ситуация меняется, хотя специалистов не прибавилось.
Людмила Бурова: Действительно, электронная запись - и в детсад, и в школу - облегчила родителям жизнь. Из школ домой звонили: приходите к нам на День открытых дверей. Появилась заинтересованность в ребенке. И с местами в детсадах положение за год резко изменилось.
Василий Пугачев: Очередь стала меньше. Но в Зюзино, например, построили жилой комплекс Нахимово - 6 корпусов 17-этажных домов, в среднем по 3-4 подъезда. А детсада нет.
Виталий Еремеев: У нас тоже компания "Донстрой" сдала 500 тыс. кв. метров жилья. Люди, купившие здесь недешевые квартиры, привели детей в муниципальный детсад, в районную поликлинику. Они должны строиться параллельно с жильем. Мы хотим конструктивно работать с мэрией по вопросам городского планирования. Поэтому предлагаем ввести участников нашего совета в городские комиссии, которые занимаются застройкой, чтобы контролировать вопрос социальной инфраструктуры и ответственности застройщиков.
Елена Фаустова (район Сокольники): В программе соцзащиты немало эффективных мер поддержки семей с детьми. Но мы, сталкиваясь с пьянством родителей, пришли к выводу: нужно возрождать ЛТП. Дети в таких семьях нередко начинают привыкать к выпивкам. Надо принудительно лечить.
Инна Густомесова: Есть еще одно предложение. Не сегодня - завтра будет принята в городе программа "Охрана окружающей среды на 2012-2016 гг.". Мы хотели бы к ней подключиться. У нас под боком, в Алтуфьево, мусоросжигательный завод. Мы уже инициировали одну проверку - она подтвердила: фильтры не улавливают в достаточной мере опасные диоксины, фураны, канцерогены. Завод остановили на три месяца. Не успели с ним до конца разобраться, выясняется, что есть положительное решение Государственной экологической экспертизы о строительстве второго мусоросжигательного завода на Коровинском шоссе. Почему мы зациклились на сжигании мусора - опасном и неэффективном способе утилизации отходов?
А в государственной программе речь идет о строительстве цивилизованных мусороперерабатывающих комплексов. Но она не сдвинется без просветительской работы среди населения. Мы могли бы установить контейнеры в подъездах, школах для сбора отходов, чтобы с детства обучать раздельному сбору мусора.
Сергей Селиверстов: Еще при создании районных советов мы столкнулись с тем, что молодые семьи практически не информированы о жизни города. Поэтому мы создали портал для молодых семей: mossemya.ru. Это своего рода социальная сеть, куда можно обратиться за бесплатной психологической или юридической консультацией, помощью в трудоустройстве. Здесь много полезных рубрик. Например, "Отдам в хорошие руки" или "Клуб семейного туризма" - об организации совместного досуга. Кстати, это третья по значимости проблема - после жилья и трудоустройства. Семью сплачивает, когда папа, мама и дети повсюду вместе.