Возрастной ценз, равно как и ценз оседлости, предлагаемые для сенаторов в новом законопроекте о формировании Совета Федерации, возможно, будут отменены. Эти предложения были высказаны вчера на заседании "круглого стола" в Совфеде, посвященного реформе верхней палаты парламента.
Председатель Комитета СФ по конституционному законодательству Николай Федоров с самого начала задал деловой и конструктивный тон общению: "Чтобы разговор был не от балды, а от печки, надо вооружиться Конституцией". "Да уже предупредили, что без Конституции не пустят!" - тут же раздалась ответная реплика.
"С учетом силы и качества, опыта и знаний аудитории хотелось бы призвать, чтобы мы считались с действующей Конституцией, - продолжил Федоров. - Хотя все имеем право поставить вопрос, что она несовершенна, и давайте поменяем. Но пусть основой для дискуссии станет мысль, что лучше без изменений. Сама ценность стабильности Конституции важнее желания иметь совершенную Конституцию. Наша задача - сделать порядок формирования максимально демократическим, чтобы выйти на более эффективное выполнение миссии СФ и повысить авторитет СФ в обществе".
Предложенный порядок формирования сената без изменения Конституции выглядит так: в верхней палате по-прежнему будут по два представителя каждого региона - от исполнительной и законодательной власти. Кандидат в сенаторы от заксобрания будет выдвигаться его председателем, фракцией или группой депутатов числом не менее 1/5 от общего количества, и выбираться самим заксобранием. Кандидат от губернатора пойдет на выборы в связке с главой региона, и рядом с фамилией каждого претендента на управление субъектом в бюллетене будут стоять еще три фамилии потенциальных сенаторов от исполнительной власти. В Москву отправится представитель победившего губернатора, набравший наибольшее количество голосов.
"Когда писалась Конституция, предполагалось, что СФ будет формироваться, но сам термин не исключает выборности, - пояснил полномочный представитель президента в Совфеде Александр Котенков. - Это более многообразный процесс. Была поставлена очень сложная задача - совместить принцип выборности и представительства". Полпред рассказал, что в свое время он при написании одной из статей Конституции намеренно оставил лазейку для сенаторов - "член СФ может будучи делегированным сохранить мандат законодательного органа субъекта" - и хотел бы, чтобы она была задействована. "Это более эффективно - у него двойная защита, - пояснил Котенков. - Если его отзывают из СФ, он сохраняет мандат своего законодательного органа и возвращается туда". Модель делегирования представителя губернатора, по мнению полпреда, является единственно возможной, при этом он убежден, что считать голоса нужно только за кандидатов от победившего губернатора, а остальные "даже не рассматриваются". "Эта концепция согласована с ГПУ, они тоже считают, что другой вариант найти сложно", - заключил Котенков.
Но с ним не согласился представитель ИНСОРа Борис Макаренко. "Хочу - голосую, хочу - нет. Вполне может получится, что сенатором станет человек, который получит 10 % голосов от 50 % поданных за губернатора при 50 % явке, - предположил он. - А если он откажется от кресла, его займет второй по счету, который набрал 5 % или 2 %". Макаренко не стал углубляться в цифры, и, пожалуй, напрасно: при предложенном им сценарии уже у первого кандидата представительство будет 2,5 %, а у второго 1,25 % или вовсе 0,5 %, что несколько противоречит не букве, но духу оберегаемой сенаторами Конституции.
Член Общественной палаты Иосиф Дискин также считает, что три кандидата на должность сенатора - это много. "Идея демократизации приводит к делегитимации, - убежден он. - Какой цели добиваются, выдвигая трех кандидатов? Что, нет одного надежного человека? Как решается подобный вопрос в сенате США? На оставшееся время полномочий губернатор назначает своего представителя. И ни у кого никогда не возникали сомнения в легитимности такой процедуры, если не считать эпизода, когда губернатор попал под суд при попытке продать освободившееся от Обамы место".
"Есть возможность решить антикоррупционные задачи, в том числе через ценз оседлости, - снова взял слово Котенков. - Не будем закрывать глаза на вещи - не только в США продаются сенаторские кресла". "Не может быть!" - ахнул Николай Федоров, но полпред невозмутимо продолжил: "Но если внести изменения в законодательство, мы будем постоянно натыкаться на противоречия".
Пожалуй, самое интересное предложение прозвучало под занавес мероприятия. Но сенаторы в преддверии скорого отдыха слушали невнимательно и больше говорили друг с другом, чем слушали взявшего слово политолога Михаила Виноградова. А он предложил схему "не юридическую, а политическую". Выборы, которые теперь планируется проводить один день в году, по его мнению, носят индикативный характер. Значит, через год после избрания заксобрания можно провести выборы члена СФ от представительного органа власти, на который может выдвинуться любой депутат без исключения. С исполнительной властью схема выглядит немного по-другому: при губернаторе создается политсовет из представителей всех партий, "может быть даже с губернаторской цензурой". И представители этого совета также имеют право выдвигаться на выборах, которые проходят через год после губернаторских.
Общаясь с прессой по окончании брифинга, Николай Федоров пообещал, что первая редакция законопроекта будет готова примерно через две недели.