Новости

11.04.2012 00:53
Рубрика: Власть

Сенатор на выбор

Совфед ищет способы обойти Конституцию

Возрастной ценз, равно как и ценз оседлости, предлагаемые для сенаторов в новом законопроекте о формировании Совета Федерации, возможно, будут отменены. Эти предложения были высказаны вчера на заседании "круглого стола" в Совфеде, посвященного реформе верхней палаты парламента.

Председатель Комитета СФ по конституционному законодательству Николай Федоров с самого начала задал деловой и конструктивный тон общению: "Чтобы разговор был не от балды, а от печки, надо вооружиться Конституцией". "Да уже предупредили, что без Конституции не пустят!" - тут же раздалась ответная реплика.

"С учетом силы и качества, опыта и знаний аудитории хотелось бы призвать, чтобы мы считались с действующей Конституцией, - продолжил Федоров. - Хотя все имеем право поставить вопрос, что она несовершенна, и давайте поменяем. Но пусть основой для дискуссии станет мысль, что лучше без изменений. Сама ценность стабильности Конституции важнее желания иметь совершенную Конституцию. Наша задача - сделать порядок формирования максимально демократическим, чтобы выйти на более эффективное выполнение миссии СФ и повысить авторитет СФ в обществе".

Когда писалась Конституция, предполагалось, что Совет Федерации будет формироваться, но сам термин не исключает выборности. Была поставлена задача - совместить принцип выборности и представительства

Предложенный порядок формирования сената без изменения Конституции выглядит так: в верхней палате по-прежнему будут по два представителя каждого региона - от исполнительной и законодательной власти. Кандидат в сенаторы от заксобрания будет выдвигаться его председателем, фракцией или группой депутатов числом не менее 1/5 от общего количества, и выбираться самим заксобранием. Кандидат от губернатора пойдет на выборы в связке с главой региона, и рядом с фамилией каждого претендента на управление субъектом в бюллетене будут стоять еще три фамилии потенциальных сенаторов от исполнительной власти. В Москву отправится представитель победившего губернатора, набравший наибольшее количество голосов.

"Когда писалась Конституция, предполагалось, что СФ будет формироваться, но сам термин не исключает выборности, - пояснил полномочный представитель президента в Совфеде Александр Котенков. - Это более многообразный процесс. Была поставлена очень сложная задача - совместить принцип выборности и представительства". Полпред рассказал, что в свое время он при написании одной из статей Конституции намеренно оставил лазейку для сенаторов - "член СФ может будучи делегированным сохранить мандат законодательного органа субъекта" - и хотел бы, чтобы она была задействована. "Это более эффективно - у него двойная защита, - пояснил Котенков. - Если его отзывают из СФ, он сохраняет мандат своего законодательного органа и возвращается туда". Модель делегирования представителя губернатора, по мнению полпреда, является единственно возможной, при этом он убежден, что считать голоса нужно только за кандидатов от победившего губернатора, а остальные "даже не рассматриваются". "Эта концепция согласована с ГПУ, они тоже считают, что другой вариант найти сложно", - заключил Котенков.

Но с ним не согласился представитель ИНСОРа Борис Макаренко. "Хочу - голосую, хочу - нет. Вполне может получится, что сенатором станет человек, который получит 10 % голосов от 50 % поданных за губернатора при 50 % явке, - предположил он. - А если он откажется от кресла, его займет второй по счету, который набрал 5 % или 2 %". Макаренко не стал углубляться в цифры, и, пожалуй, напрасно: при предложенном им сценарии уже у первого кандидата представительство будет 2,5 %, а у второго 1,25 % или вовсе 0,5 %, что несколько противоречит не букве, но духу оберегаемой сенаторами Конституции.

Член Общественной палаты Иосиф Дискин также считает, что три кандидата на должность сенатора - это много. "Идея демократизации приводит к делегитимации, - убежден он. - Какой цели добиваются, выдвигая трех кандидатов? Что, нет одного надежного человека? Как решается подобный вопрос в сенате США? На оставшееся время полномочий губернатор назначает своего представителя. И ни у кого никогда не возникали сомнения в легитимности такой процедуры, если не считать эпизода, когда губернатор попал под суд при попытке продать освободившееся от Обамы место".

Сама ценность стабильности Конституции важнее желания иметь совершенную Конституцию

"Есть возможность решить антикоррупционные задачи, в том числе через ценз оседлости, - снова взял слово Котенков. - Не будем закрывать глаза на вещи - не только в США продаются сенаторские кресла". "Не может быть!" - ахнул Николай Федоров, но полпред невозмутимо продолжил: "Но если внести изменения в законодательство, мы будем постоянно натыкаться на противоречия".

Пожалуй, самое интересное предложение прозвучало под занавес мероприятия. Но сенаторы в преддверии скорого отдыха слушали невнимательно и больше говорили друг с другом, чем слушали взявшего слово политолога Михаила Виноградова. А он предложил схему "не юридическую, а политическую". Выборы, которые теперь планируется проводить один день в году, по его мнению, носят индикативный характер. Значит, через год после избрания заксобрания можно провести выборы члена СФ от представительного органа власти, на который может выдвинуться любой депутат без исключения. С исполнительной властью схема выглядит немного по-другому: при губернаторе создается политсовет из представителей всех партий, "может быть даже с губернаторской цензурой". И представители этого совета также имеют право выдвигаться на выборах, которые проходят через год после губернаторских.

Общаясь с прессой по окончании брифинга, Николай Федоров пообещал, что первая редакция законопроекта будет готова примерно через две недели.

Власть Работа власти Внутренняя политика Законодательная власть Совет Федерации Избирательное законодательство