Через несколько лет граждане на легковых автомобилях и грузовых фурах на границах России, Белоруссии и Казахстана, входящих в Единое экономическое пространство (ЕЭП), будут проходить таможню всего за 20-30 минут.
Такими оптимистичными планами поделился сегодня министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Владимир Гошин. Эта комиссия, напомним, является наднациональным органом Единого экономического пространства (ЕЭП).
"Сегодня грузовая фура проводит на границе в среднем около трех часов, и это очень большой срок. А по европейским нормам, время, затраченное на оформление груза, не должно превышать 20-30 минут", - сокрушался Гошин.
Прийти к европейским нормам, по его словам, странам "тройки" поможет создание на пунктах таможенного допуска этих государств службы одного окна. В ее рамках будут объединены все программные комплексы пограничных, таможенных, фитосанитарных служб.
"В результате специалисты этих служб не будут каждый раз заново вносить данные по тому или иному грузу, и время прохождения границы ускорится", - обещал Гошин. Подобная практика, по его словам, будет распространена и на пассажиропоток.
Бизнес ждет и еще одна полезная новация. Планируется ввести институт уполномоченного экономического оператора.
Предприятие с этим статусом, рассказал Гошин, получает определенные таможенные льготы - их грузы практически не рассматриваются, товары передаются в пользование до уплаты таможенных платежей.
"Таким образом, - говорит министр, - мы показываем, что с таможней можно и очень выгодно работать честно". Получить статус оператора можно при условии, что в течение долгого времени у таможни нет претензий по поводу соответствия грузов таможенной декларации, а все платежи выплачиваются вовремя и в полном объеме.
А внутри страны для удобства бизнеса при оформлении экспортных и импортных грузов будет развиваться система электронного декларирования.
В идеале, поделился планами Гошин, декларация будет передаваться через интернет. И, если груз подлежит лицензированию, то компьютер обменивается этими данными с другими информационными системами тех служб, которые должны выдавать лицензии. Реализована эта идея будет в ближайшие несколько лет, надеется чиновник.
Но есть и более близкие перспективы. Идет работа по корректировке таможенных тарифов в связи со вступлением стран-членов ЕЭП в ВТО. Уже летом этого года членом всемирного торгового клуба может стать Россия.
Сейчас в рамках корректировки таможенного тарифа проводится инвентаризация почти 12 тысяч товарных позиций. В мае, считает министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, проекты корректировки пошлин будут готовы.
Предположительно они затронут тысячу позиций. А в июне-июле эти проекты будут рассмотрены ЕЭК. Готовится и план по согласованию действий России, Белоруссии и Казахстана по адаптации рынков к функционированию в условиях ВТО. При этом средневзвешенная ставка таможенных тарифов падает на 2 процента.
"Это серьезное изменение, и к этому надо готовиться", - подчеркнул Слепнев. Например, с помощью более активного использования механизма госзакупок.
Кроме того, России потребуется реформировать систему предоставления госсубсидий - на сельхозтехнику, на авиацию, например, рассказал министр. И признал, что есть ряд угроз, например, для сельхозмашиностроения.
С просьбой оказать содействие обращаются и металлурги - по трубной продукции, по металлопрокату с полимерным покрытием.
"В ближайшее время мы примем решение о необходимости проведения расследования необходимости дополнительной защиты", - говорит Слепнев. Но в основе ВТО лежит обеспечение условий справедливой конкуренции, напомнил он. А это, в свою очередь, дает шанс на снижение цен по ряду товаров.
И если мы хотим создать конкурентоспособную в глобальном смысле промышленность, то создавать ей тепличные условия не следует, считает Слепнев.