За пятьдесят лет, что прошли со времени первого полета человека в космос, о нем было написано множество книг, снято большое количество документальных фильмов, но нет художественных. Почему так? У авторов картина "Гагарин. Первый в космосе", которая сейчас снимается при поддержке Фонда Кино, есть свой ответ на этот вопрос.
Обозреватель "РГ" побывала на съемочной площадке и посмотрела, кто же взялся за столь рискованное дело - снять игровую ленту о первом космонавте планеты Земля.
Олег Капанец, продюсер:
- На самом деле это второй художественный фильм про Гагарина. В 70-е годы был фильм режиссера Бориса Григорьева "Так начиналась легенда" о детстве первого космонавта, снятый по сценарию Юрия Нагибина. Потом я читал мемуары Нагибина, где он писал, что они хотели снимать и дальше, но не смогли найти артиста на роль взрослого Гагарина. В дальнейшем все попытки снять фильм о Гагарине, в том числе и в Голливуде, закончились неудачно. Насколько мне известно, продюсерам не удалось договориться с семьей первого космонавта, у которой юридически оформлено право на использование имени.
- Чем же вы их взяли?
- Откровенно говоря, у нас просто совпали идеи, о чем может быть этот фильм. Хотя жизнь Гагарина короткая, но очень насыщенная, мы для фильма не стали брать ее целиком, а взяли за основу его полет, который сам по себе был очень драматичным. И через эмоциональную составляющую мы выходим на линию жизни Гагарина - детство, взаимоотношения с родителями, семья, первый отряд, сотрудничество с Сергеем Королевым.
- А вдова Юрия Гагарина?
- Читала сценарий и согласилась сотрудничать с нами. Я пошел таким путем - сначала обсудил главную идею фильма, а потом стали писать сценарий, прислушиваясь к их советам и пожеланиям. На это ушло примерно два года. Выяснилось, что семья не была настроена против фильма о Гагарине, как это утверждали. Просто им не нравился поиск дешевых сенсаций.
- Логично было бы, чтобы фильм о Гагарине вышел в прошлом году, когда отмечалось 50-летие с момента полета первого человека в космос.
- Так мы и планировали. Я этой темой начал заниматься чуть больше пяти лет назад. Но не получилось, потому что в то время, когда мы были готовы запускаться, у нас случилась революция в кинематографе.
- А почему вообще вы захотели снимать фильм о Гагарине. Это ваш герой или вы считаете, что фильм будет хорошо продаваться?
- Гагарин - не мой герой, а вообще герой! Мечты полететь в космос в детстве у меня не было. Но мне всегда было очень интересно разгадать магию Гагарина. Парень из простой семьи... Послевоенное детство… Для меня важно было понять почему именно он - первый. Там же целая интрига была. Из трех тысяч человек отобрали 200. Потом - 20, потом - 6. Потом осталась первая тройка. И до последнего момента интрига сохранялась, в любой момент их могли поменять местами. Это очень интересно с точки зрения кино. И второе, что меня заинтересовало - магия героя. Гагарин после полета, мог вознестись, но оставался открытым и искренним, он не был подвержен звездной болезни. Поэтому в него влюблялись простые смертные, и симпатизировали такие люди, как Королева Великобритании и Фидель Кастро, который до сих пор считает Гагарина своим лучшим другом. Это же не просто так.
- Гагарин в вашем фильме будет показан как герой или как обычный человек?
- Про героизм зрителю известно, а вот понять, как таким образом вокруг Гагарина сложились звезды, что он стал героем и вполне заслуженно - это намного интереснее. Кстати, Герман Титов в конце жизни, признался, что для него была трагедия, что он был вторым. Когда он уже был генералом, то произнес такую фразу: "Все-таки правильно, что выбрали его". Это пришло к нему с годами. Он говорил о Гагарине: как его полюбил мир, меня бы так не полюбил.
- После фильмов о Высоцком, о Жукове меня лично настораживает, когда кинематографисты подходят к человеку такого масштаба как Гагарин. Вам самому не страшно было браться за работу?
- Мне лично интересен именно Гагарин. Я уважаю Высоцкого, люблю его творчество, но мне было бы неинтересно делать кино про него. Ответственность, конечно, большая, поэтому мы и стремимся уйти от ложных представлений и не хотим давать свой узкосубъективный взгляд. По этой причине я отказался от сотрудничества с некоторыми режиссерами, потому что везде была субъективность, желание достать какие-то темные стороны жизни Гагарина, найти в нем какие-то изъяны, не совпало с концепцией нашего фильма. А я принципиально искал режиссера, который будет разделять мои ощущения, потому что считал, что можно снять 10 фильмов про Гагарина, и все разные. Для нас было важно объективно показать, как он формировался и каким стал. Понятно, что без художественного вымысла сложно делать кино, поэтому у нас периодически возникали дискуссии с семьей, но мы нашли компромисс. Если чего-то не было, но могло бы быть в соответствии с внутренним миром героя, то это мы принимаем.
- Кто вас консультировал?
- Наши консультанты - Алексей Леонов, Виктор Горбатко, Борис Волынов - люди из первого отряда. Из разговоров с ними складывается объективная картина.
- "Роскосмос", РКК "Энергия", обитатели Звездного городка… - я уверена, что ваш фильм будет воспринят неоднозначно. Знают ли там о проекте, и как к нему относятся?
- По-разному. "Роскосмос" поддерживает, но только на словах, на деле никакой помощи не оказывает. Работать сложно. И с РКК "Энергия" - то же самое. То ли им не интересно, как начиналась эпоха освоения космоса… Ведь на самом деле кино это для России, в том числе и для них. Их имидж поддержать. Второй главный герой в фильме у нас - Сергей Павлович Королев. Его играет актер Михаил Филиппов. И замечательно, кстати, играет. Он глубоко воспринимает тему.
- А хроникальные кадры в фильме будут?
- Нет. Мы их делаем сами. Специально отказываемся от хроники, потому что она всем хорошо известна.
- Вы вначале придумали сценарий, потом нашли исполнителя главной роли? Или уже писали на определенного актера?
- Сценарий и тема для меня гораздо важнее. Что касается главного героя, были разные варианты кого и как снимать.
- Безрукова хотели сделать Гагариным?
- Мне предлагали Евгения Миронова. Он не подходит по возрасту, но по энергетике мог бы совпасть. Артист он замечательный. Хотелось найти человека, похожего на Гагарина в первую очередь внутренне. А уж потом - в плане внешних данных. Но когда совпали и характер, и внешность... Нашли актера в результате обычного актерского кастинга, который проходил практически как отбор космонавтов. Сотни претендентов! Трех-четырех человек я отметил. А Ярослава Жалниная заприметил еще на первых пробах и подумал: хороший кандидат. Он после театрального института, уже снимался. И, как мне хотелось, человек "незамыленный".
Ярослав Жалнин, артист, исполнитель роли Юрия Гагарина.
Увидев в коридоре на "Мосфильме" актера Ярослава Жалнина, я сразу поняла, что Гагарин это он. Почему? Да потому, что он улыбнулся. Той самой улыбкой…
Ярослав кажется совсем юным, но в его фильмографии уже около 20 кинокартин: "В Париж!", "Караси", "БАгИ", "Голубка" и другие.
- Но роль Гагарина - она особенная…
- Конечно, она - единственная.
- Когда вас утвердили, признайтесь, захватило дух?
- После полугода, что провел на пробах, снимаясь в разных костюмах, в различных ситуациях, каждый раз с новыми партнерами, я уже настолько привык к проекту… Ощущение было: "ну вот, оно и случилось". Мы как-то плавно пришли к этому. Конечно, я переживал. Были "нервяки" перед пробами. Но все как-то произошло само собой
- А улыбка у вас всегда такая была или специально над ней "работали" для роли Гагарина?
- Это годы тренировки (смеется). Никогда над этим не задумывался.
- Еще какая-то есть "фирменная" гагаринская деталь, на которую вы сделали акцент в своей работе?
- Словами не объяснить. Для меня история Гагарина - это сказка. Как он в 27 лет пришел к тому, что с ним случилось? Но мы снимаем серьезно. А играть сказочного героя в реальном кино - сложно. Поэтому мы стараемся все "приземлить" и объяснить, как такое могло случиться в обычной жизни.
- Странные вещи вы говорите. Обычно стараются "приподнять". Вот, например, продюсер вашего фильма говорил про магию, про необычность Гагарина. Вы пытаетесь внести это в роль?
- Теперь вы странные вещи говорите. Как же можно сыграть магию? Магию мы создаем всей командой, включая художников, осветителей, художников по костюмам, гриму. Я только могу добавить что-то от себя. В любом случае, я пытаюсь привнести в роль что-то космическое.
- Вы были в Звездном городке?
- Нет.
- А в Музее космонавтики?
- Да. В процессе подготовки к роли я был во многих музеях. Смотрел на костюмы и фотографии. Мне были интересны хроники и книги о Гагарине. Но больше всего - воспоминания. Мне много дали беседы с людьми, которые имеют отношение к космической отрасли. Когда мы снимали на центрифуге, на заводе, то там реальные люди, которые, правда, не были знакомы с Гагариным, но рассказывали многие вещи, из которых складывается понимание и ощущение того, как именно проходит подготовка космонавтов. Меня поразил уровень. Космонавты учились в таких условиях, что нужны были большая внутренняя сила и мощь, чтобы все это преодолеть. Более того - спокойно, с терпением, да еще потом и улыбаться.
- Вы участвовали в каком-либо космическом эксперименте?
- В центрифуге я покрутился. Попробовал невесомость, когда летал на самолете, на котором Гагарин сдавал свой выпускной экзамен. У меня было две-три секунды в невесомости. Самое главное, что я запомнил - это когда пыль поднимается из-под ног и висит перед тобой.
- А в скафандре - тяжело?
- Смена - 12 часов. Но мы снимали световой день - 8-9 часов. Самое тяжелое - это железный шлем и забрало, которое постоянно хочет упасть.
- Еду из тюбиков вы пробовали?
- Да. Морс. Но настоящего космического мясного пюре я так и не попробовал. Реквизиторы ограничились морсом.
- Вы ожидаете, что после роли на вас обрушится такая же популярность, как в свое время на Гагарина после его полета?
- Не хотел бы этого. Но если что - будем преодолевать все вместе.
Павел Пархоменко, режиссер постановщик.
Известен как художник-постановщик, работал с Алексеем Балабановым, Николаем Досталем, Юрием Грымовым и другими. С Алексеем Германом-старшим в фильме "Хрусталев, Машину!" работал как режиссер-стажер.
- Фильм про Гагарина - отчасти картина дизайнерская. Потому что важны техногенные элементы того времени. Если бы удалось передать, что все было создано впервые, практически вручную, людьми советского времени, умельцами и энтузиастами, и все удалось - Гагарин вернулся из полета, хотя шансы были 50 на 50. Тогда не было электроники - были приборы стрелочные, ламповые приемники… Мне очень хотелось снимать эту картину. Это советское постсталинское время - я его очень люблю. Как один из вариантов, фильм можно было назвать "12 апреля 1961 года". В тот день люди сами вышли на площадь, и радовались, что Гагарин летает и возвращается. Это была счастливая и светлая эпоха.
Когда был полет Гагарина, мне было 4 года. Я никогда не мечтал быть космонавтом. Но те, кто хотел - стали, и занимаются реальным делом. А мы снимаем кино.
- О чем фильм?
- В фильме будет рассказано о первом этапе освоения космоса, о молодых годах Юрия Гагарина, об его становлении, о сложностях, с которыми пришлось столкнуться "баловню судьбы". А также - о дружбе и соперничестве в первом отряде космонавтов, об отношениях космонавтов с учеными и конструкторами. Об удачах и ошибках, славе и трагедиях.
Одна из главных мыслей - это кино про человека, который мечтал летать, а из него сделали посла мира, - говорит продюсер Олег Капанец. - Для Гагарина второй полет был принципиально важен. Как Титов отказался второй раз лететь (а ему предлагали), так Гагарин мечтал о втором полете, а его под всеми предлогами не пускали. Обманывали, давали очередные звания. У него в СССР была золотая рыбка - он ее поймал. Он любое желание мог загадать, и оно бы исполнилось. Кроме одного - полететь во второй раз. Система боялась его потерять. Тогда не было красивых слов, типа "маркетинг". Но система чувствовала, что Гагарин - это ее козырная карта, ее бренд.
У нас будет много спецэффектов - мы хотим, чтобы зрители почувствовали себя в космосе. И еще хотим, чтобы у зрителя после фильма осталось ощущение магии и тайны.
- Когда выйдет картина?
Фильм планируют завершить к концу 2012 года. А дальше все будет зависеть от дистрибьютеров. Уже велись переговоры с федеральными телеканалами. Возможно, один из них возьмет проект о первом космонавте под свое крыло.
На заседании в ЦК КПСС на повестку дня вынесли вопрос - почему американцы полетели на Луну, а мы нет. Было принято решение, что мы полетим на Солнце.
- Космонавты же сгорят! - возразил представитель космической отрасли, когда ему передали суть задания.
- Вы что думаете, в ЦК КПСС глупые люди сидят? Мы ночью полетим.