Компании, управляющие многоквартирными домами, начали отчитываться за потраченные деньги.
Правительство РФ еще в 2010 году обязало управляющие компании раскрыть информацию о том, на что тратятся деньги, собираемые с жильцов. Но только в этом году столице (первой, кстати, из регионов) удалось этого добиться. Как сообщил "РГ" руководитель Жилинспекции Москвы Олег Кичиков, это требование Жилищного кодекса сегодня выполняют все 478 управляющих организаций города.
Российская газета: Олег Владимирович, как вам удалось побудить управляющие компании обнародовать тарифы на услуги и на что тратится квартплата жильцов?
Олег Кичиков: Помог административный регламент Мосжилинспекции, утвержденный мэром Москвы. Благодаря ему процедура проведения проверок по обращениям жителей стала для всех более четкой и понятной. Пишет москвич: хочу узнать, куда уходят мои деньги, а ДЕЗ молчит. Мосжилинспекция теперь имеет право подвергнуть такую компанию проверке. По каждому обращению инспектора выходили на места, объясняли управляющим компаниям, что ожидает их, если не выполнят требование Жилищного кодекса. И на 1 февраля из 478 управляющих организаций только 159 не вывесили данные о своей деятельности на сайты и на информационных стендах. Против них возбудили 86 административных дел. За нераскрытие информации предусмотрены теперь немалые штрафы: до 300 тыс. рублей - на юридическое лицо и до 50 тыс. - на должностное. В общей сложности нарушители заплатили 18 млн рублей в бюджет Москвы! Для остальных это стало хорошим уроком и они сами открыли доступ к своим данным.
РГ: Вы имеете в виду ДЕЗы?
Кичиков: И 130 ДЕЗов, которые управляют 61% жилого фонда Москвы, и 321 частная управляющая организация. До 23 мая обязаны выложить подобную информацию на сайты и 2251 ТСЖ, управляющие своими домами. Если они этого не сделают, их также ждет встреча с Мосжилинспекцией. Но если у ДЕЗов месячный оборот - миллионы рублей, изъять из которого 250-300 тыс. рублей штрафа за нерадивость все равно накладно, то представляете, что значит потеря такой суммы для ТСЖ с оборотом 150-200 тыс. рублей? Думаю, многие товарищества постараются избежать этого. По крайней мере, первые 320 ТСЖ уже прислушались к нашему совету и вывесили информацию. Но я подчеркну: наша задача состоит не в том, чтобы как можно больше собрать денег с нерадивых управленцев, а повернуть их лицом к нуждам москвичей, заставить оперативно реагировать на их звонки и обращения.
Жильцов нет, а плата идет
РГ: И что же новенького москвичи узнали о своих компаниях?
Кичиков: Прежде им приходилось только ломать голову, откуда берутся в платежках такие суммы за коммуналку! А тут открылся целый набор схем, с помощью которых недобросовестные компании их обирают. Самые расхожие строятся на играх со счетчиками. Например, с поставщиком управляющая организация рассчитывается, например, за отопление по показаниям общедомового прибора учета, а с жителей берет по нормативам потребления тепловой энергии. Или наоборот - что выгоднее для нее. А разницу кладет себе в карман. То же и с водой. Раньше москвичи, у которых не было счетчиков горячей и холодной воды, даже не подозревали, какое количество воды они оплачивали. И ту, что тратится на уборку подъезда, и ту, что вытекает из прохудившихся труб. А теперь - увидели.
С горячей водой - свои выкрутасы. С поставщиком компания рассчитывается с учетом ее температуры, а с жильцов берет плату за объем. Понятно, что если вода идет чуть тепленькая, то ее требуется намного больше.
Лучшая защита от поборов - прозрачность
РГ: Ну, узнали жители, что деньги с них незаконно берут. Что дальше?
Кичиков: Во-первых, если бы деятельность компаний не стала прозрачной, поборы продолжались бы. Узнав о них, москвичи пишут в Мосжилинспекцию. Получив сигнал, мы требуем от управляющей организации перерасчета и учета переплаченной суммы в будущие платежи. Недобросовестные коммунальщики могут и контрактом поплатиться. С этого года мы ведем рейтинг управляющих организаций. В основе его как раз обращения граждан, а также полнота раскрываемой информации, количество выявленных нарушений, их своевременное устранение. Опираясь на рейтинги, администрация города принимает административные решения. В феврале, например, 18 руководителей худших ДЕЗов были уволены, а 25 лучших - поощрены. С ГУПами город разберется. С частными управляющими организациями административный метод не работает, а потому составленный рейтинг 35 худших и 35 лучших компаний мы передали жильцам. До 1 июля они сами должны решить, потребовать исправить недостатки или поменять компанию. В частности, в Северо-Западном округе уже начались собрания жителей, организовывать которые помогает Мосжилинспекция. Тех, кому москвичи разрешат работать, мы будем контролировать и дальше. Серьезная работа идет и с ТСЖ: сейчас проверяем законность создания каждого из порядка 7 тысяч существующих в городе. Первые 500, за создание которых проголосовало менее 50% собственников, уже ликвидированы через суд. Такая участь ждет все фальшивые товарищества.
Справка "РГ"
Мосжилинспекцией направлен в Мосгордуму проект закона о внесении поправок в КоАП города Москвы. В нем предусматривается существенное повышение штрафов, в частности, за нарушение нормативов по эксплуатации жилищного фонда. Если прежде на граждан он предусматривался от 1 до 2 тыс., то теперь предлагается поднять от 5 до 10 тыс., на должностное лицо - с 1-5 тыс. до 10-20 тыс., на юридическое лицо - от 5-50 тыс. до 30-70 тыс. рублей. За нарушение порядка использования подвалов, чердаков и иных нежилых помещений в многоквартирных домах - с 3-5 тыс. на должностных лиц до 5-15 тыс., с 50-100 тыс. на юридических лиц до 70-120 тыс. рублей.