Пожар на башне "Восток" породил беспокойство: насколько защищены столичные высотки от огня?
Огонь, по официальной версии, вспыхнул на башне из-за того, что на включенный прожектор попал материал, который использовали для накрытия бетона. По другим данным, причиной могла стать тепловая пушка для подогрева битума, из-за которой загорелся мусор. Так или иначе, но, по словам замначальника Главного управления МЧС по Москве Сергея Аникеева, если бы башня была достроена, пожар вряд ли бы случился.
Огонь, вода и пустые трубы
В недостроенной башне не было даже воды в магистральном водопроводе. "Пришлось прокладывать три рукавные линии для запитки водой семи мотопомп", - рассказал Аникеев.
Помпы (каждая весом по 260 кг) поднимали на 55-й этаж на лифте. Потом его отключили, поскольку вертолеты начали сбрасывать сверху воду и электричество пришлось вырубить. Пожарные лифты еще не ввели в эксплуатацию и пожарным пришлось вручную тащить мотопомпы на верхние этажи, где бушевало пламя.
Были и другие неожиданности. Так, например, не включались кнопки насосов.
Впервые в Москве пожар на высотке заливали огнем сверху. Даже Останкинскую башню тушили другим способом. Пожарные вертолеты - три Ка-32 и один Ми-26 - сбросили на "Восток" 270 тонн воды.
В этот раз огонь победили. Но значит ли это, что все небоскребы "застрахованы" от пожаров?
"Все высотные здания проходят проверку, - говорит Сергей Аникеев. - Они и проектируются так, чтобы не допустить возгорания. В каждом устанавливаются системы пожаротушения".
Пожарные утверждают: случись беда, недостатка в технических средствах для тушения не возникнет. Для борьбы с огнем готовы высотные автолестницы с высотой подъема до 100 м (30-й этаж), автонасосы высокого давления с напором воды до 100 м, коленчатые и телескопические подъемники, причем в одном из отрядов Центра по тушению пожаров на высотках имеются единственные в стране 101- и 90-метровые такие механизмы.
Актов много, пользы меньше
Однако, как считают в Центральном научно-исследовательском и проектном институте жилых и общественных зданий, многое упирается в отсутствие норм по противопожарным мероприятиям, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации высотных зданий. Правда, эксперты говорят, что особые требования к небоскребам уже начали формироваться. Например, несколько лет назад Всероссийский НИИ противопожарной обороны дал рекомендации, как обеспечить пожарную безопасность небоскребов:
Через каждые 18 этажей должны быть зоны безопасности - помещения с повышенным пределом огнестойкости конструкций и системы жизнеобеспечения. Сюда воздух подается особым образом, чтобы не попадал дым.
Здесь же предусмотрены "самоспасатели" - средства индивидуальной защиты от дыма.
Особые противопожарные перегородки должны отделять лифтовые холлы от других помещений.
В небоскребах предписывается делать пожарные лифты, куда через вентиляцию подается избыточное давление, чтобы не проникал дым.
Другой вопрос: кто и как учитывает такие рекомендации при проектировании? Многое упирается в законодательные пробелы и казусы. Существует 2100 нормативных актов по пожарной безопасности, где предусмотрено 150 тысяч различных требований. Строители жалуются, что сложно применить все это к высоткам, которые чаще всего являются уникальными объектами. Пожарные тоже пеняют на законы. Дело в том, что они вправе прийти на "подозрительный" объект только после обязательного уведомления руководства отвечающей за него организации и с санкции прокурора. А именно во время эксплуатации копятся нарушения, способные привести к трагедии.
Впрочем, вскоре все должно измениться. Московское правительство в ближайшее время должно утвердить стройнормы по столичным небоскребам, чтобы прекратить порочную практику: возводить их под ответственность застройщиков. Отдельный блок правил посвятят противопожарной безопасности. В мэрии обещают, что в связи с вводом правил уже построенные дома переделывать не станут, но изменения, касающиеся пожарной безопасности, сделают.
Плавающий лифт
Необычный способ эвакуации людей из небоскребов разработали в Московском институте материаловедения и эффективных технологий. Суть его - лифты, плавающие в эвакуационных шахтах. Они представляют собой многоэтажную металлическую конструкцию на понтоне, защищенную от воздействия огня и не зависящую от электроснабжения.
Люди смогут заходить в спасательный лифт сразу с нескольких этажей (грузоподъемность - несколько сотен человек). Ученые уверены: объем воды в шахте лифта и поможет тушению пожара, и придаст небоскребу устойчивость.
Кстати
Возможно, самым действенным методом борьбы с пожарами в высотках станет регламент, ограничивающий строительство новых высотных зданий свыше 75 метров (22-25 этажей). Сейчас этот документ проходит согласование. Если его примут, под "высотное ограничение" попадет примерно 40% территории города.
Сегодня в Москве более 70 зданий выше 100 метров (включая сталинские высотки).
- Каждый живущий или работающий в здании повышенной этажности для обеспечения собственной безопасности должен:
- следить за наличием и исправностью уплотняющих прокладок для квартирных дверей;
- держать свободным доступ к люкам на балконах, а в зимнее время очищать их от снега и льда;
- не закрывать на замки и запоры двери коридоров, в которых расположены пожарные краны;
- следить, чтобы двери лестничных клеток, лифтовых холлов и их тамбуров имели устройства самозакрывания;
- не хранить вещи в коридорах, на балконах и лоджиях;
- не заменять на переходных балконах и лоджиях легкие перегородки на капитальные;
- не устраивать в вестибюлях незадымляемых лестничных клеток и на самих лестничных клетках кладовые.
По инструкции МЧС