Впервые в Москве пожар на высотке тушили с помощью вертолетов

Пожар на башне "Восток" породил беспокойство: насколько защищены столичные высотки от огня?

Огонь, по официальной версии, вспыхнул на башне из-за того, что на включенный прожектор попал материал, который использовали для накрытия бетона. По другим данным, причиной могла стать тепловая пушка для подогрева битума, из-за которой загорелся мусор. Так или иначе, но, по словам замначальника Главного управления МЧС по Москве Сергея Аникеева, если бы башня была достроена, пожар вряд ли бы случился.

Огонь, вода и пустые трубы

В недостроенной башне не было даже воды в магистральном водопроводе. "Пришлось прокладывать три рукавные линии для запитки водой семи мотопомп", - рассказал Аникеев.

Помпы (каждая весом по 260 кг) поднимали на 55-й этаж на лифте. Потом его отключили, поскольку вертолеты начали сбрасывать сверху воду и электричество пришлось вырубить. Пожарные лифты еще не ввели в эксплуатацию и пожарным пришлось вручную тащить мотопомпы на верхние этажи, где бушевало пламя.

Были и другие неожиданности. Так, например, не включались кнопки насосов.

Впервые в Москве пожар на высотке заливали огнем сверху. Даже Останкинскую башню тушили другим способом. Пожарные вертолеты - три Ка-32 и один Ми-26 - сбросили на "Восток" 270 тонн воды.

В этот раз огонь победили. Но значит ли это, что все небоскребы "застрахованы" от пожаров?

"Все высотные здания проходят проверку, - говорит Сергей Аникеев. - Они и проектируются так, чтобы не допустить возгорания. В каждом устанавливаются системы пожаротушения".

Пожарные утверждают: случись беда, недостатка в технических средствах для тушения не возникнет. Для борьбы с огнем готовы высотные автолестницы с высотой подъема до 100 м (30-й этаж), автонасосы высокого давления с напором воды до 100 м, коленчатые и телескопические подъемники, причем в одном из отрядов Центра по тушению пожаров на высотках имеются единственные в стране 101- и 90-метровые такие механизмы.

Актов много, пользы меньше

Однако, как считают в Центральном научно-исследовательском и проектном институте жилых и общественных зданий, многое упирается в отсутствие норм по противопожарным мероприятиям, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации высотных зданий. Правда, эксперты говорят, что особые требования к небоскребам уже начали формироваться. Например, несколько лет назад Всероссийский НИИ противопожарной обороны дал рекомендации, как обеспечить пожарную безопасность небоскребов:

Через каждые 18 этажей должны быть зоны безопасности - помещения с повышенным пределом огнестойкости конструкций и системы жизнеобеспечения. Сюда воздух подается особым образом, чтобы не попадал дым.

Здесь же предусмотрены "самоспасатели" - средства индивидуальной защиты от дыма.

Особые противопожарные перегородки должны отделять лифтовые холлы от других помещений.

В небоскребах предписывается делать пожарные лифты, куда через вентиляцию подается избыточное давление, чтобы не проникал дым.

Другой вопрос: кто и как учитывает такие рекомендации при проектировании? Многое упирается в законодательные пробелы и казусы. Существует 2100 нормативных актов по пожарной безопасности, где предусмотрено 150 тысяч различных требований. Строители жалуются, что сложно применить все это к высоткам, которые чаще всего являются уникальными объектами. Пожарные тоже пеняют на законы. Дело в том, что они вправе прийти на "подозрительный" объект только после обязательного уведомления руководства отвечающей за него организации и с санкции прокурора. А именно во время эксплуатации копятся нарушения, способные привести к трагедии.

Впрочем, вскоре все должно измениться. Московское правительство в ближайшее время должно утвердить стройнормы по столичным небоскребам, чтобы прекратить порочную практику: возводить их под ответственность застройщиков. Отдельный блок правил посвятят противопожарной безопасности. В мэрии обещают, что в связи с вводом правил уже построенные дома переделывать не станут, но изменения, касающиеся пожарной безопасности, сделают.

Плавающий лифт

Необычный способ эвакуации людей из небоскребов разработали в Московском институте материаловедения и эффективных технологий. Суть его - лифты, плавающие в эвакуационных шахтах. Они представляют собой многоэтажную металлическую конструкцию на понтоне, защищенную от воздействия огня и не зависящую от электроснабжения.

Люди смогут заходить в спасательный лифт сразу с нескольких этажей (грузоподъемность - несколько сотен человек). Ученые уверены: объем воды в шахте лифта и поможет тушению пожара, и придаст небоскребу устойчивость.

Кстати

Возможно, самым действенным методом борьбы с пожарами в высотках станет регламент, ограничивающий строительство новых высотных зданий свыше 75 метров (22-25 этажей). Сейчас этот документ проходит согласование. Если его примут, под "высотное ограничение" попадет примерно 40% территории города.

Сегодня в Москве более 70 зданий выше 100 метров (включая сталинские высотки).

Советы

- Каждый живущий или работающий в здании повышенной этажности для обеспечения собственной безопасности должен:

- следить за наличием и исправностью уплотняющих прокладок для квартирных дверей;

- держать свободным доступ к люкам на балконах, а в зимнее время очищать их от снега и льда;

- не закрывать на замки и запоры двери коридоров, в которых расположены пожарные краны;

- следить, чтобы двери лестничных клеток, лифтовых холлов и их тамбуров имели устройства самозакрывания;

- не хранить вещи в коридорах, на балконах и лоджиях;

- не заменять на переходных балконах и лоджиях легкие перегородки на капитальные;

- не устраивать в вестибюлях незадымляемых лестничных клеток и на самих лестничных клетках кладовые.

По инструкции МЧС