VCMG. "Ssss". CD. "Mute Records". 2012 г.
Об этом альбоме Винс Кларк и Мартин Ли Гор заговорили еще во время мирового турне Depeche Mode. Тогда Винс Кларк появился на сцене с бывшими друзьями, в качестве "почетного гостя". А вскоре заявил, что намерен записать "примиренческий" альбом с Мартином Ли Гором, из-за споров с которым о дальнейших путях развития Depeche Mode и покинул группу после релиза 1981 года "Speak&Spell".
Теперь-то ясно, кто был прав: Depeche Mode стали электронными Beatles для нескольких поколений, а Кларк скатился в гламурную программинг-попсу (Yazoo, Erasure), с годами - все более карикатурную.
От совместного альбома главных электронных спорщиков ждали продолжения дискуссии. Однако в "Ssss" ее абсолютно не получилось. Наверное, результат совместного творчества разочаровал и самих музыкантов, поскольку на обложке они предпочли подписаться не своими полными именами, а инициалами: VCMG. Столь же схематичны, просты, кондовы и безыскусны и их новые пьесы. Играть столь выхолощенный, бездушный и холодный хаус, порой перемежающийся даун-темпо и трансом - с банальными электронными лупами и схематичными "кольцами" при построении гармоний - наверное, и впрямь могут позволить себе в 2012 (а не в 2002-м) году только столь успешные звезды, уверенные в том, что диск купят уже за их звучные имена.
Альбом начинается, пожалуй, с наиболее затейливо сделанного трека - "Lowly", где музыканты вполне предприимчиво жонглируют ритмами и сэмплами. Но в следующих девяти пытаются заниматься тем, что, наверное, и определили для себя как зону новых экспериментов: играют тембрами и эмоциями, стараясь насытить жесткие ритмические структуры необычными звуками и гармониями.
Все это было бы, может, и хорошо - если бы Мартин Ли Гор хоть однажды подал голос (новый релиз - принципиально нструментальный). Или подключил свою электрогитару, как делал это в Depeche Mode после ухода Кларка…
Или, наконец, если бы такой музыки не было бы вдоволь написано и спрограммировано еще в "нулевые". С тех она уже безнадежно вышла из моды. И с новым альбомом Винса Кларка и Мартина Ли Гора вряд ли в нее возвратится.
Наша оценка: ** 1/2
Сурганова и Оркестр. "Увидимся скоро". CD. "Никитин". 2012 г.
Как у The Beatles был "белый альбом", а у "Кино" и Metallica альбомы "черные", так и Сурганова выпустила теперь "серый альбом". И по тонам обложки и дизайна (темно-серым), и по сути материала - печального, сострадательного, трагически холодного и с соответствующими музыкальному и поэтическому материалу аранжировочными решениями.
"Поэзия - это там где есть одиночество, отчаяние, холод", - писал великий поэт Александр Блок. Отчасти эти слова соотносимы и с этим релизом "Сургановой и Оркестра". В "Сером альбоме" преобладают электроника, щемящие и давящие минорными созвучиями клавиши, обилие студийного программирования и довольно-таки единое по настроению и декадансу музыкальное пространство.
В этом нет ничего удивительного: во время очередного многомесячного творческого отпуска лидера (очевидно, не оплачиваемого) из группы ушли все ведущие музыканты, значительно определявшие творческое лицо "Оркестра". В первую очередь - Валерий Тхай, прежде по-режиссерски очень точно и судьбоносно добавлявший выразительности и страсти своими метафоричными гитарными соло, врезанными рукой мастера в драматичные песни-истории Светланы Сургановой.
Единственный кто остался из "золотого состава" - клавишник и трубач Михаил "Тот" Тебеньков, пригласивший новых музыкантов (нужного гитариста нашли лишь со второй попытки). А заодно взявший на себя и ответственность за аранжировки и звучание группы. Звуковую интригу он строит на ведущей роли электронных клавишных и точной подыгровке лидеру. Причем, без особых импровизационных вольностей, чем славился "золотой состав".
Гитары и остальные инструменты играют ныне уже скорее декоративную роль, редко выбираясь на ведущие позиции. Впрочем, к саундпродюсу "Серого альбома" приложил ухо и руку Paul Weitheiml на H.O.M.E. Studios в Гамбурге, прежде работавший с инди-рок артистами ( в частности, с Madsen и Emmy Moll), а в "Увидимся скоро" получивший свободу действия и даже сам разок сыгравший на фортепиано.
Наиболее удачные треки диска: "Дождь" - очередной хит, который слышится продолжением песни "Корабли" - одного из главных хитов "Сургановой и Оркестра" еще с альбома "Возлюбленная Шекспира" (2005 г.), и "Забирай", демонстрирующий, что и у нынешнего коллектива, возможно, славное будущее - если парни также как на этом треке разыграются вволю, а не будут только слушаться старших.
Наша оценка: * * * 1/2
Roxette. "Travelling". CD. "Capitol Records". 2012 г.
Успех альбома 2011 года "Charm School", с которым дуэт вернулся на сцену, оказался столь оглушительным, что Roxette умудрились провести двухлетнее мировое турне. В России они выступили даже дважды. Конечно, просто так это закончиться не могло: на волне возрождения славы шведы порылись в закромах и издали этот диск.
"Travelling" адресован не только тем, кто побывал на The Roxette World Tour 2011-2012 (записи с концертов в ЮАР и Голландии - безусловно, лучшая часть релиза), но и тем, кто любит их музыку. Большую часть альбома, название которого переводится как "Дорожный", составили редкие и прежде не обнародованные студийные записи и демо, сделанные в отелях или, как уточнил Пер гессле, "в других странных местах".
В основном они были записаны в 2008-2009 годах - ту пору, когда Roxette бездействовали, зато сам Пер выпускал cольные релизы, ориентированные на гитарный поп-рок. Но слишком уж просты были мелодии, стандартны аранжировки, начинающиеся, как правило с гитарного боя. Да и мелодраматические, душещипательные интонации вокала (которые сгубили Roxette на рубеже ХХI века) своей предсказуемостью разочаровали и фанатов Пера. Как прежде у дуэта - когда на один трек уровня "It Must Have Been Love" стало со временем приходиться по семь-восемь банально скроенных песен. А сами Roxette завоевали ироничный титул поставщика бездумных хитов: схожих, как гамбургеры в "Макдональдсе".
Увы, не реализованные прежде треки, попавшие ныне на диск "Travelling", в основной массе как раз из этого числа. Слишком сладкие и приторные, чтобы показаться искренними. Но есть на диске и немало хитов в духе 2010-2011 годов, когда Roxette избавились от любви к бройлерным шлягерам. И новинки оказались столь же хороши, как главная песенная классика группы середины - конца 80-х. Бойкая, романтичная, с дорогим и качественным продюсированием и напрочь прилипающими мелодиями. Особенно "Lover & Lover & Lover", "Touched By The Hand Of God" и "Stars", где Пер Гессле от души порезвился на гитаре…
Наверное, группе и надо было выпустить именно такой альбом: чтобы окончательно убедиться в том, по какой дороге к успеху двигаться дальше.
Наша оценка: * * * *