В Великобритании вспоминают жертв гибели Титаника

В Британии отчеканили коллекционную, достоинством в пять фунтов стерлингов, с напылением 24-х каратного золота, монету. На одной стороне монеты красуется моложавый профиль английской монархини, на другой - гордо рассекающий волны Корабль Ее Величества "Титаник", и даты как на надгробном памятнике - 1912 - 2012.

На самом же деле корабль погиб в возрасте новорожденного младенца, повидав этот белый свет всего четыре апрельских дня. Но эти четыре дня потрясли мир.

Сенсацией стало появление в английском порту Саутхэмптон грандиозного, 269-метрового, не имевшего аналогов океанского лайнера, который три года строили по последнему слову корабельной инженерии на верфи североирландского Белфаста. Выживший при крушении корабля второй помощник капитана Чарльз Лайтоллер позже вспоминал : "Мне потребовалось 14 дней, прежде чем я смог с достаточной степенью уверенности находить дорогу от одной части корабля к другой." Отход" Титаника" 10 апреля 1912 года в его первый рейс от причала 43/44 стал причиной первополосных заголовков в ведущих мировых изданиях. Корабль поражал воображение.

"Мы обедали вчера вечером в ресторане "Ритц"... Столы смеялись розовыми розами и белыми маргаритками. Дамы в восхитительных сверкающих шелках и мужчины, безупречные в своей ухоженности, струнный оркестр, исполнявший Пуччини и Чайковского... Еда была превосходна: икра, омары, виноград, выращенный в оранжереях, свежие персики... Ночь была холодной и ясной, а море - стеклянным..." Этот последний обед на "Титанике", поданный пассажирам первого класса за считанные часы до жуткого кошмара, обессмертила впоследствии в своих воспоминаниях выжившая пассажирка Уолтер Дуглас. Этот обед, с соблюдением всех мельчайших деталей чудом уцелевшего и намедни проданного с аукциона корабельного меню, ежегодно, в день катастрофы судна, воспроизводят в качестве поминального застолья члены Исторического общества "Титаника". Это представительная международная организация вот уже более полувека заботится о сохранении всего, что связано с легендарным лайнером.

"Титаник" ржавеет на глубине 3750 метров, разбросав обломки на двух с лишним квадратных километрах

В крупнейшей морской катастрофе ХХ века погибли 832 пассажира и 685 членов экипажа, что составило 68 процентов от плывших на "Титанике". Между тем, по подсчетам экспертов, могли бы спастись не 32 процента отправившихся в несчастный круиз, а 53,4 процента - если учесть число мест в спасательных шлюпках корабля. Погибли 80 процентов мужчин, находившихся на "Титанике" и 25 процентов женщин. Из пассажиров 1-го класса удалось спастись 61 проценту, из "стандартного" класса - 42-м, из 3-го класса - 24-м. Из океана смогли поднять тела 333 погибших. "Звук, который исходил от тонущих людей - это то, что я не могу описать вам, и то, что никто другой не сможет. Этот ужаснейший звук - и потом наступавшая вслед за ним страшная тишина ..", - так описала происходившее вокруг шедшего на дно "Титаника" спасшаяся пассажирка Ева Харт.

Ад разверзся после того, как 14 апреля, за 20 минут до полуночи в 375 милях к юго-востоку от канадского Галифакса "Титаник" напоролся на айсберг. В самом ли деле это был айсберг? Два расследования причин гибели гигантского лайнера, остановившихся именно на этом заключении, не убедили многих исследователей трагедии, продолжавших искать более "достоверную" причину. Наиболее популярная версия крушения -  значительное превышение скорости, с которой шел корабль. Почему же он шел на таких скоростях ? Инженер Роберт Эссенхай из университета Огайо является автором теории, что в кочегарках "Титаника" начал тлеть уголь - и дабы предотвратить возгорание, в топки поспешили забрасывать дополнительные порции этого тлеющего угля, что, якобы, и прибавило рыси кораблю. Еще одна версия - подозрения относительно махинации со страховкой "Титаника", составлявшей колоссальные на ту пору 1 млн. фунтов стерлингов. Судовладельцы могли-де специально подставить корабль под удар для получения страховки за его повреждение, не рассчитывав при этом, что корабль затонет. Ряд экспертов утверждают, что "Титаник" столкнулся вовсе не с айсбергом, а с паковым льдом. Наконец, самая экзотическая версия называет причиной трагедии находившуюся на борту египетскую мумию, которую, якобы, выкупил у Британского Музея пассажир "Титаника" журналист Уильям Томас Стэд. Эта мумия, как гласит молва, имела эпитет "приносящая несчастье". Полагают, что Стэд пронес ее на борт контрабандой и рассказал о своем "багаже" другим пассажирам в ночь перед крушением.

Возможно, тайна - если она существует - была бы раскрыта, поднимись "Титаник" с океанского дна. Но "покойный" корабль продолжает ржаветь на глубине в 3 тысячи 750 метров, разбросав свои обломки на двух с лишним квадратных километрах. Поднять "Титаник" со дна так и не решились. Многие родственники погибших категорически воспротивились этой идее, не желая, чтобы упокоившиеся в гробнице корабля мертвые восстали из своих могил. По сей день так и не ясно, были ли на "Титанике " русские. По разным данным, на корабле плыли от 10 до 27 пассажиров из России, хотя как таковые русские фамилии в списке отсутствуют. Полагают, что в составе экипажа служил кассиром Михал Яковский ( в некоторых источниках это имя пишется как Ядовский), которого считают сыном русского генерала. Но ни один солидный источник "титаниковедов" ничего определенного на сей счет не содержит.

Сегодня не осталось в живых уже никого из тех, кто пережил крушение "Титаника ". В 2001-ом, в возрасте 92 - х лет во французском Монпелье скончался профессор философии Мишель Навратил, которому в момент катастрофы было всего три года. Он спасся вместе со своим двухлетних братом, но, так как отец, тайно увозивший сыновей в Америку от своей бывшей жены, внес их в список пассажиров под вымышленными именами, то братьев, покуда их не разыскала мать, долгое время именовали "сиротами Титаника ". В 1997-ом в Британии в возрасте ста лет - будучи всего лишь на один год младше киношной Роз - умерла еще одна пассажирка "Титаника ", Эдит Хейсман. И точно также как Роз, Эдит не пережила второй встречи с "Титаником ". Она умерла вскоре после того, как приняла участие в рекламном круизе к месту гибели корабля. Ни разу за восемь десятков лет Эдит не осмеливалась навестить "могилу " отца, погибшего при крушении " Титаника". Это путешествие стало, по словам дочери миссис Хейсман, сильнейшим эмоциональным шоком для столетней дамы.

Но сегодня потомки тех, кто плыл на "Титанике", повторяют путь великого корабля на океанском суперлайнере "Балморал". Ушедшему 10 апреля с того же самого причала, "Балморалу" предстоит довести до конца прерванный маршрут "Титаника" и 20 апреля высадить 1 тысячу 309 пассажиров своего рейса в порту Нью-Йорка. Ажиотаж в связи с мемориальным круизом был таков, что практически все билеты стоимостью до нескольких десятков тысяч фунтов стерлингов раскупили в 28 странах мира уже несколько месяцев назад. 14 апреля "Балморал" подойдет к месту катастрофы и на его борту точно в то же время, когда "Титаник" столкнулся с айсбергом, пройдет мемориальная церемония.

Пройдут поминальные службы, выставки и концерты и в самой Британии. В североирландском Белфасте, где строился легендарный корабль, в эти дни проходит "Фестиваль Титаника" . А Лондон отметит 100-летнюю годовщину трагического события концертом "Гибель Титаника". Музыканты исполнят одноименное сочинение в память о том, что струнный ансамбль "Титаника" героически продолжал исполнять англиканский гимн "Осень", когда корабль уже уходил под воду.

"Титаник" не пришел в порт назначения. Он ушел в вечность...

Между тем

Британские специалисты, анализировавшие причины крушения круизного лайнера "Коста Конкордия", считают, что техника эвакуации при помощи спасательных шлюпок практически не изменилась со времен "Титаника" и что, возможно, пришло время подумать о новых способах эвакуации. Например, таких, как отделяющиеся в случае аварии части корпуса корабля. Представитель профсоюза служащих на кораблях Эндрю Линингтон отметил, что в то время как уровень подготовки основных членов экипажа высокий, персонал обслуживающий пассажиров проходит лишь минимальную подготовку на случай аварии. Тогда как для эвакуации тысяч пассажиров нужно иметь достаточное количество квалифицированного персонала.

каждый сам за себя

Распространенное мнение о том, что первыми во время кораблекрушения спасают женщин и детей оказалось мифом. Это доказали ученые из шведского университета в Уппсале.

К такому выводу исследователи пришли, изучив историю 18 самых крупных крушений с 1852 по 2011 год. "Мы все ожидаем, что экипаж корабля в случае крушения первым делом будет спасать пассажиров, - пояснил один из исследователей Майкл Элиндер. - Но результаты исследования доказывают обратное: капитан и команда выживают гораздо чаще пассажиров. А погибают чаще всего женщины и дети". По статистике, процент выживших после кораблекрушения среди женщин ниже, чем среди мужчин. Больше всего шансов спастись (60 процентов), по данным шведов, у команды корабля, а меньше всего (10 процентов) - у детей.

Майкл Элиндер и его коллега Оскар Эриксон уверены, что в критической ситуации принцип "Первые женщины и дети" совершенно не работает. И на героический поступок мужчины способны пойти только под угрозой применения физической силы, как это было во время крушения "Титаника". Капитан легендарного британского судна приказал расстреливать всех, кто попытается надеть спасательный жилет раньше женщин и детей. Но история "Титаника" была, скорее, исключением, чем правилом. В других кораблекрушениях, когда подобных распоряжений от капитана не поступало, каждый был сам за себя.

Подготовила Анна Федякина