Новости

16.04.2012 18:00
Рубрика: Экономика

Турпродукты доведут до готовности

Привлекать гостей во Владимирской области будут с помощью дешевых гостиниц и оригинальных предложений

Во Владимирской области туристическая отрасль в минувшем году принесла региону 3,5 миллиарда рублей. И это без учета доходов предприятий в сфере транспорта и торговли, которые задействованы в обслуживании гостей.

Правда, региональные чиновники успехом такие результаты не считают. Это среднероссийский показатель, подчеркивает заведующий отделом туризма областной администрации Владимир Панов. Кроме того, сегодня владимирцам приходится соревноваться с областями, стартовые возможности которых на этом поприще были значительно ниже. И потому любые успехи соседей становятся хорошим аргументом в руках критиков.

Забытые усадьбы

Турпродукт в области реализуют полторы сотни фирм, из которых около трех десятков выходят на рынок с собственными туристическими программами. И такой показатель не впечатляет, ведь у региона значительный исторический и природный потенциал. Здесь сохранились уникальные памятники домонгольского периода, работают 26 музеев и более 180 объектов осмотра, в наличии 10 тысяч гостиничных мест.

Власти согласны с оппонентами в одном: интересных турпродуктов в регионе немало, но не хватает умения их продвигать. Пример того, как можно раскрутиться на пустом месте, - музей-усадьба Танеева в Ковровском районе. Возрожденная на деньги областного гранта, она за несколько лет приобрела у туристов огромную популярность. В ее залах представлена и экспозиция дворянских усадеб области. Часть из них уже утрачена, но оставшиеся ждут энтузиастов и в недалеком времени могут стать интересным сегментом туризма.

Цены кусаются

В свое время государство вложило немало средств, чтобы Суздаль стал туристической Меккой. И с мощной финансовой поддержкой это произошло в считаные годы. Однако Суздаль остается городом "красных дней" календаря. Из-за высокой стоимости гостиничных номеров более длительные остановки в нем - удовольствие не для среднего кошелька.

Огромный резерв познавательного туризма - привлечение школьников. Но для подавляющего большинства такой тур в каникулы недоступен.

- Ребенок должен позавтракать в гостинице не менее чем за 200 рублей, обед стоит от трехсот и выше и столько же - ужин, - приводит расчеты директор Детского бюро путешествий Светлана Ахметова. - Цена одной путевки выходит от пяти до восьми тысяч рублей. Очень часто родителям навязывают программу в комплексе: общепит, проживание, туры. А иногда дешевле забронировать в гостинице место и самому решать вопросы питания и осмотра памятников.

Объекты туристической инфраструктуры строят на частные инвестиции. И возможность властей оказать бизнесу помощь ограниченна. Стимулом становятся налоговые льготы. Так, в прошлом году поддержку получил один из гостиничных комплексов, построивший специальный корпус на 90 мест экономкласса. Проблему пытаются решать и через организацию нескольких зеленых стоянок на живописных берегах рек. Но этого, конечно, крайне недостаточно.

Еще не все местные чиновники поняли, что на развитие туризма работают не только памятники, но и состояние городского хозяйства

Недавно в Суздале заполнили еще одну пустующую нишу: открыли первый кемпинг для автопутешественников. Запланировано и создание палаточного лагеря, где у туристов, интересующихся достопримечательностями областного центра, появится возможность взять палатку за 100 рублей. Однако привлечь к этому проекту инвесторов так и не удалось.

История с географией

За несколько лет набрал обороты областной туристический фестиваль "Богатырские забавы" с анимационной программой, учитывающей уникальную специфику каждого города. Во Владимире проходят "Княжеские потехи", в Александрове - "Царские забавы", в Гороховце - "Купеческий разгуляй", в Муроме - "Богатырские забавы", в Суздале - "Мужицкие игрища".

- В последние два года налицо бурный рост новых предложений туристам, - утверждает директор Областного туристского информационного центра Владимир Васильев. - Расширяется и география туризма. Кроме традиционных исторических городов, в борьбу за путешественника включаются и муниципалитеты, не слишком богатые древностями: Киржач, Кольчугино, Селивановский, Меленковский районы.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник ежегодно предлагал 15 новых выставок, а в этом году обещает увеличить их количество до 50. Готовится к открытию музей Александра Солженицына в Гусь-Хрустальном. Во Владимире появилась еще одна яркая достопримечательность. Отец и сын Бородины открыли для посетителей двери своей кузни в центре города. В ней можно не только увидеть уникальную коллекцию произведений из металла, но и попробовать свои силы у горна.

Жемчужины без оправы

Хотя возможности познавательного туризма не исчерпаны, развитие других направлений стало требованием времени. Набирает обороты экологический туризм: ежегодно открывают байдарочные, велосипедные, конные маршруты, экологические тропы.

Бурно развивается и горнолыжный туризм. Этому способствуют энтузиазм инвесторов и уникальный рельеф местности. Специальные трассы есть во Владимире, под Ковровом. С созданием комплекса "Лысая гора" все предпосылки стать круглогодичным курортом появились у древнего Гороховца. Однако, несмотря на многие положительные перемены - реставрацию монастырей и уникальных памятников гражданской архитектуры XVII века, старания музейщиков в создании новых турпродуктов, райцентр так и остается жемчужиной без оправы.

Мысль, что на развитие туризма работают не только памятники, гостиницы, рестораны и кафе, но и состояние городского хозяйства, не стала аксиомой для многих муниципальных чиновников. Вот свежий пример, который привел заведующий экскурсионно-методическим отделом Владимиро-Суздальского музея-заповедника Павел Михайленко. На днях музей принимал швейцарских потомков Александра Герцена, который отбывал ссылку во Владимире. Они торжественно открыли выставку, посвященную 200-летию со дня его рождения. Однако пройти через парк "Липки" до бывшего дома губернатора в самом центре города смогли с трудом - все дорожки были завалены снегом.

P. S.

Из года в год на совещаниях, посвященных туризму, озвучивают одни и те же проблемы: нет туалетов, не хватает стоянок для автобусов, плохие дороги, отсутствуют местные сувениры. Раньше у туристов были популярны недорогие блокноты с пластмассовым фрагментом Дмитриевского собора на обложке, миниатюрные копии Золотых ворот, пластинки с записью музыки владимирских рожечников. Выручали гусевский хрусталь, мстерская лаковая миниатюра и вышивка. Сегодня туристам предлагают банальные тарелки, местную специфику в которых выдает изображение Золотых ворот.

Экономика Туризм Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Владимирская область Развитие туризма в России
Добавьте RG.RU 
в избранные источники