С 1 апреля 2012 года вступил в силу 337-ФЗ, согласно которому к компаниям, занимающимся негосударственной экспертизой проектной документации и результатов инженерных изысканий, заключение которой необходимо для получения разрешения на строительство капитальных объектов, предъявляются новые требования. Но на момент вступления в силу закона ни одна из действующих компаний (их около 500) не представила необходимые документы, спровоцировав приостановление своей работы.
Монополия государства, носившая в этом секторе абсолютный характер, должна была отступить, отдав экспертизу строительных объектов на откуп рынку. Но, чтобы участвовать в процессе выдачи разрешения на строительство, бизнес должен был подтвердить свою компетенцию. В частности, наличие у себя не менее пяти сотрудников, аттестованных на право подготовки соответствующих экспертных заключений; сайта в Интернете и утвержденного регламента проведения негосударственной экспертизы, размещенного на сайте.
Несмотря на то что обсуждение нововведений началось еще в прошлом году (как минимум с принятия 28.11.2011 г. 337-ФЗ), к моменту вступления в силу новых правил ни одна организация не представила информацию, подтверждающую ее соответствие новым требованиям. А начавшие действовать с 1 апреля прямые нормы закона потребовали приостановления всех ранее выданных свидетельств об аккредитации.
Руководитель Федеральной службы по аккредитации Савва Шипов так прокомментировал сложившуюся ситуацию "РБГ":
- Несмотря на временную стагнацию, у рынка есть все шансы заработать в ближайшее время. Те компании, которые своевременно подготовились к новым требованиям, смогут возобновить действие своих аттестатов аккредитации уже на днях. Мы, в свою очередь, стараемся облегчить переходный период для бизнеса и не допустить никаких проволочек. Но важно понимать, что позволить компаниям работать по старым правилам мы не могли. Ни по букве закона, обязавшего нас строго действовать в его рамках; ни по морально-этическим соображениям: новый статус негосударственной экспертизы накладывает на всех участников процесса огромную ответственность за здоровье и жизнь людей.