По оценкам исследовательской компании Data Insight, объем российского рынка электронной торговли в 2011 году составил 310 млрд руб. Этот показатель включает в себя все потребительские продажи и заказы, инициированные в онлайне, однако не учитывает услуги, страхование, бронирование туров и отелей, а также розничные заказы юридических лиц и купонные сервисы.
Рост рынка составил почти 30%, при этом три четверти приходится на материальные товары (то, что можно пощупать), еще одну четверть составляют цифровые товары, в первую очередь это билеты на самолеты и поезда. Такие данные были приведены на конференции "Бизнес-онлайн: будущее электронной коммерции".
Эксперты обратили внимание, что рынок электронной коммерции в России быстро развивается количественно и достаточно медленно - качественно. Это связано с тем, что путь от возникновения идеи до превращения ее в массовое явление и принятие большим количеством онлайн-пользователей, потенциальных покупателей занимает не один год. Основной источник роста рынка сегодня - это появление новых покупателей в регионах. Так, в прошлом году рост рынка за пределами Москвы и Санкт-Петербурга составил почти 40%, что в два раза больше, чем в столице. При этом, как отмечают аналитики, в регионах совершенно иная структура товарных предпочтений. Если в Москве главные факторы в пользу покупок через онлайн-магазины - это более низкая цена и удобство курьерской доставки, в регионах основной плюс таких покупок - принципиально более широкий ассортимент онлайн-магазина по сравнению с тем, что можно найти в региональной рознице. Особенно если речь идет не об областных центрах, а о менее крупных городах и даже сельской местности - наиболее быстрый рост рынка наблюдается именно там. "Интересна параллель: в масштабе всей России более широкий ассортимент является заметным драйвером покупок через зарубежные сайты, причем с 2010 года наметился тренд использования российскими пользователями не только американских онлайн-магазинов, но и китайских. Это оказывает существенное влияние на рынок электронной коммерции", - заметил партнер Data Insight Борис Овчинников.
Между тем в "Обзоре розничной торговли за 2011 год" компании Ernst&Young отмечается, что Россия пока не отличается высоким уровнем развития торговли через Интернет. По мнению участников рынка, в первую очередь этому препятствует неразвитость системы электронных платежей и проблемы с логистикой, а также низкая степень проникновения Интернета в ряде регионов. Аналитики Ernst&Young согласны с тем, что электронная коммерция растет достаточно высокими темпами, однако подчеркивают, что пока ее обороты несопоставимы с показателями офлайновой розницы.
Еще один тренд в развитии российского рынка e-commerce - это диверсификация инвестиций. По словам аналитиков, сегодня уже не наблюдается картина двухлетней давности, когда все кинулись продавать одежду. Сейчас практически во всех значимых сегментах розницы можно найти большие проекты с серьезными инвестициями и профессиональными командами, которые нацелены на завоевание первых позиций в конкретном сегменте рынка. Больше всего таких проектов отмечается в сфере спортивных и детских товаров. При этом эксперты обращают внимание, что многие крупные игроки сегодня движутся в сторону универсализации ассортимента и товарных предложений. Много внимания уделяется и повышению значимости бренда. "Понятно, что интернет-магазины не могут бесконечно существовать в условиях конкуренции исключительно за поисковый трафик. Это накладывает слишком серьезные ограничения на маржинальность бизнеса в средней и долгосрочной перспективе. Поэтому проекты, претендующие на лидерство в целом по рынку и в отдельных сегментах, в том числе и в достаточно узких, работают над тем, чтобы как можно больший объем трафика и продаж получать за счет силы бренда, за счет лояльности постоянных покупателей", - пояснил Борис Овчинников. Но прежде чем они появятся, надо познакомить людей со своим брендом. Один из самых простых (с точки зрения рисования в бизнес-планах, но весьма сложный в реализации) путей построения бренда, по словам аналитика, это создание у людей ассоциации, что все, что мне нужно, я могу купить в магазине таком-то. В этом направлении работает целый ряд компаний.
Тем не менее лояльность покупателей по-прежнему остается больной темой для отечественных интернет-магазинов. "Из-за низкого уровня сервиса в российских интернет-магазинах уровень доверия к ним покупателей довольно низкий. Они редко готовы делать предоплату за заказ, и многие по-прежнему боятся покупать через Интернет, потому что, например, процедуры возврата порой не просто усложнены, а в принципе не предусмотрены. Плюс же в том, что магазины с великолепным сервисом с первого же заказа завоевывают любовь и лояльность покупателей. Удивительно, но зачастую достаточно качественно обслужить клиента, и он становится вашим постоянным покупателем", - отметил генеральный директор интернет-компании "Поставщик счастья" Дмитрий Коробицын.
Эксперты также обратили внимание на интеграцию онлайна и офлайна, которая идет по нескольким направлениям. Это, в частности, заказы через терминалы, устанавливаемые в пунктах продаж - в магазинах или специализированных магазинах-складах. Самое заметное проявление интеграции офлайна и онлайна - это активное развитие сетей самовывоза, особенно в регионах. Что касается инфраструктурной интеграции, в первую очередь это онлайн-трансляция наличия товара в офлайновых точках продаж ретейлера. По прогнозам компании Data Insight, в ближайшие четыре года российский рынок электронной коммерции вырастет как минимум на 130%. Британская компания IMRG еще более оптимистична: по их подсчетам рынок вырастет в 3-3,5 раза.