Хибинские горы в Мурманской области становятся "яблоком раздора" между горной промышленностью и федеральными природоохранными структурами. В 2014 году в Хибинах начнется разработка месторождения апатито-нефелиновых руд Партомчорр, расположенного в северной части гор. Одна из крупнейших горнодобывающих компаний страны планирует построить там подземный рудник. Ее представители заявляют, что разработка Партомчоррского месторождения включена в число приоритетных инвестпроектов региона, запасы руды на нем достигают 800 млн тонн и могут обеспечить работой несколько тысяч человек в течение десятилетий.
При этом у минприроды есть свои виды на Хибины. Как указано в распоряжении правительства РФ от 22 декабря 2011 года, к 2015 году там должен быть создан национальный парк. Экологи особо подчеркивают, что новый рудник предполагается строить фактически на пересечении многих популярных туристических маршрутов. По их мнению, увязать две взаимоисключающие стратегии будет крайне сложно.
- Хибинские и Ловозерские горы имеют самую высокую природоохранную ценность на северо-западе России, - отметил научный сотрудник Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН Виктор Петров. - Но при этом в хозяйственных проектах не учитывается создание национального парка. В Хибинах встречаются растения, занесенные в федеральную Красную книгу. Часть точек, где они расположены, уже под хозяйственными проектами. Закон предусматривает уголовную ответственность за уничтожение мест обитания редких видов. Но никто за это не сидит.
Горняки приводят свои доводы. Заместитель гендиректора горнопромышленной компании Михаил Гусев отметил, что лицензия на разработку месторождения получена еще в 2006 году. В лицензионном соглашении указывается, что не позднее 1 октября 2014 года горно-обогатительное предприятие должно быть введено в эксплуатацию, а в 2019 году оно должно выйти на проектную мощность в 2 млн тонн в год. Работы должны начаться уже в 2012-2013 годах.
Кстати, большую роль будущего рудника для экономики региона и страны некоторые эксперты тоже ставят под сомнение. В частности, только 16% продукции компании идет в Россию, заявила представитель Института экономических проблем Галина Харитонова. Кстати, аналогичные мнения высказывались и раньше. Развитие туризма может дать не меньший экономический эффект, чем опустошение недр Севера - примером этому могут служить скандинавские страны. Но это требует масштабных экономических преобразований. Продавать сырье легче, чем реформировать экономику, не без горечи отмечали в научных кругах Заполярья.