Первокурсникам ВШЭ помогают тьюторы

В ВШЭ начался необычный эксперимент: в помощь неуспевающим студентам вуз бесплатно готов выделить тьюторов-добровольцев, которые помогут им улучшить успеваемость.

Больше всего отчислений в любом вузе приходится на первый год учебы. В среднем в вузах каждый год с первого курса отчисляют около 8-10 процентов. Даже в МГИМО, куда традиционно поступают самые сильные абитуриенты, на первом курсе отчисляют около 7 процентов, а всего 15 в целом по вузу. В технических вузах - гораздо больше. Причины, конечно, разные - сомнения в верности выбора, неурядицы в семье, элементарная неорганизованность, но итог один.

Тьюторы не будут готовиться к экзаменам вместе со студентами-двоечниками и водить за руку прогульщиков на лекции, но окажут им психологическую поддержку. А если надо, могут вмешаться в конфликт студента и преподавателя и помочь разрешить его.

Сейчас в ВШЭ рассматривается еще два варианта тьюторства, когда наставниками становятся студенты-волонтеры и студенты-отличники. Отличников отбирают по конкурсу и платят им небольшую зарплату. Они консультируют двоечников по определенным учебным курсам и подсказывают, где найти нужную информацию. Общение идет в основном с помощью дистанционных технологий. Как показывает опыт, наиболее востребованы среди тьюторов отличники.

Для того чтобы получить помощь тьютора, студент должен заполнить анкету на сайте вуза. И таких уже немало. При этом, надо заметить, что тьюторы ни в коей мере не заменяют кураторов. Разница в том, что куратор стоит над студентами, а тьютор - рядом с ними.

64 процента читателей "РГ" считают, что тьюторы нужны вузам. Сейчас инициативная группа, куда входят эксперты Федерального института развития образования и МПГУ, разрабатывает проект профессионального стандарта по тьюторскому сопровождению.

комментарии

Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ:

- Проблема адаптации первокурсников к вузу - нередкая. Если к студентам предъявляются высокие требования, то на первом и втором курсах у многих возникают сложности с успеваемостью. Причина, как правило, не в лени или нежелании учиться, а в различиях школьного и вузовского подходов к обучению: школы заставляют учиться, контролируют каждый шаг, а вузы, напротив, предоставляют студентов самим себе.

Концепция тьюторского сопровождения, предложенная лабораторией "Развитие университетов", представляется мне очень интересной и полезной. В такой помощи особенно нуждаются студенты, только что поступившие в вуз. А тьютор из числа тех, кто сам не так давно был студентом или продолжает учиться в магистратуре, может оказаться тем Вергилием, который проведет вчерашнего школьника от начала учебы в вузе к получению им диплома. И чем раньше проблему начнут решать, чем больше информации о студенте будет у тьютора - тем больше шансов на успех.

Борис Борисов, магистрант программы "Исследование, консультирование и психотерапия личности" ВШЭ:

- В Оксфорде и Кембридже тьюторы известны по крайней мере с XIV века. Тьютор отвечал за подготовку студентов к экзаменам и выполнял функции наставника не только в учебе, но и в студенческой жизни своего подопечного вообще. То есть тьюторство в британских университетах зародилось и продолжает развиваться как преимущественно учебно-педагогическая деятельность, наставничество.

опрос "РГ"