Президиум Высшего арбитражного суда ограничил права налоговиков на проведение повторной налоговой проверки. По мнению экспертов, это хорошая новость для налогоплательщиков. "Повторная проверка - это не слишком частое явление, и вряд ли можно говорить, что положительный эффект будет массовым, но пользу принятое постановление безусловно принесет", - считает эксперт по налоговому праву юридической фирмы "Частное право" Павел Посашков.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция города Саратова провела выездную проверку индивидуального предпринимателя Сергея Зыкова. По ее итогам бизнесмену были доначислены подоходный налог, ЕСН и НДС, а также пени и штрафы за неплату этих налогов. По жалобе предпринимателя решение было отменено налоговым управлением из-за процедурных нарушений.
Затем УФНС провело повторную выездную проверку предпринимателя в целях осуществления контроля за деятельностью инспекции. В итоге предпринимателя опять привлекли к налоговой ответственности за неуплату все тех же налогов. Жалобу предпринимателя на это решение ФНС отклонила. Тогда он обратился в арбитражный суд и успешно оспорил решение УФНС в трех инстанциях.
Суды пришли к выводу, что у налоговой инспекции не было оснований для проведения повторной налоговой проверки. По их мнению, целью повторной выездной налоговой проверки предпринимателя, проводимой якобы в порядке контроля за деятельностью инспекции, не было проведение контроля за нижестоящим налоговым органом. А действия управления были направлены на взыскание с предпринимателя налогов, доначисление которых предусмотрено в отмененном решении инспекции.
Коллегия ВАС с этим не согласилась, подчеркнув, что такой подход вообще исключает возможность проведения вышестоящим налоговым органом повторной выездной проверки, если решение нижестоящего органа было обоснованно отменено. В связи с отсутствием единообразной практики дело было передано в президиум ВАС, который оставил в силе решения судов в пользу налогоплательщика.
"Надзорная инстанция решила ограничить право вышестоящих налоговых органов на проведение повторных выездных налоговых проверок в том случае, если решение инспекции по итогам первоначальной проверки было отменено вышестоящим органом, в том числе и по формальным основаниям", - пояснил "РБГ" Павел Посашков. Соответственно, должно уменьшиться количество повторных выездных налоговых проверок.
Основания для повторной проверки в НК указаны очень размыто: она проводится "в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку" (абзац 5 пункта 10 статьи 89 НК РФ). Высший арбитражный суд сузил понятие контроля, сказав, что попытка доначисления налогов повторной проверкой, если предыдущее решение было отменено даже по формальным основаниям (то есть без оценки доначислений по существу), контролем за деятельностью не является.
"Решение интересно уже тем, что оно невыгодно арбитражным судам. Мы постоянно слышим о необходимости разгрузки судов за счет увеличения и улучшения досудебных процедур. Но это решение демотивирует вышестоящие налоговые инстанции отменять решения своих подчиненных за формальные нарушения, так как иначе они могут утратить возможность хоть что-то взыскать с такого налогоплательщика. Значит, в итоге в суде будет больше исков. Это, конечно, всего лишь предположение, и на практике, может, ничего страшного не произойдет", - говорит Сергей Шаповалов из компании "Налоговая помощь".
По сведениям Высшего арбитражного суда, за три года число судебных споров с ФНС снизилось в два раза. В прошлом году количество жалоб юридических лиц снизилось на 10%, а сумма оспариваемых требований - на 25%. "Причиной тому стала система досудебного аудита и рассмотрение в досудебном порядке всех споров плательщиков с налоговиками", - заявил недавно глава ФНС Михаил Мишустин.