Новый сезон
После завершения полугодового выборного цикла основные игроки начали подготовку к новому политическому сезону. В этом году он откроется не по сложившейся традиции - в сентябре, а уже в мае. И открытие это будет довольно долгим - с момента инаугурации президента и объявления состава нового правительства, вплоть до съезда "Единой России", на котором оформится модель взаимодействия между кабинетом министров и группой его политической поддержки в лице правящей партии.
Конечно, борьба вокруг кадров и программы правительства идет давно, ведь его глава был номинирован еще осенью и тогда же было заявлено о радикальном обновлении руководства исполнительной власти. Неожиданных и выигрышных ходов немного. А поскольку до сентября крупных политических кампаний пока не предвидится, от того, как власть будет действовать в предстоящие дни, зависит, сумеет ли она укрепить свое доминирование или уступит инициативу оппозиции.
В этой связи особую роль играет избранная властью стилистика и ее способность создавать новые смыслы. От этих "нетиповых" параметров не в последнюю очередь будет зависеть вектор государственной политики на ближайшие годы. Параллельно начинают открываться новые возможности и, как обычно, обостряются старые проблемы.
Синдром голодовки
Является ли голодовка проигравшего астраханские выборы Олега Шеина удачным средством "борьбы с режимом на новом этапе", как заявляют его сторонники, или же остается рецидивом прошлого, как уверяют апологеты власти, определится в ближайшие дни. Очевидно, что подобные инциденты скорее стимулируют необходимый поиск эффективных форматов публичной гражданской активности и способствуют формированию иных правил игры, хотя и неприемлемо усиливают претензии к избирательной системе. С одной стороны, такая радикализация повышает интерес граждан к политике, а с другой - рискует надолго отбить у них желание участвовать в выборах. В этой связи последствия астраханского синдрома могут быть болезненными и для власти, и для оппозиции. Очевидно, что всем заинтересованным сторонам стоит еще раз взвесить не только технологические, но и психологические стороны этого волжского "гандизма".
Пенсионный сдвиг
Долгосрочное влияние на текущую политику может оказать и другое событие недели. В понедельник минздравсоцразвития объявило о фактическом завершении разработки стратегии пенсионной реформы. То, что это было сделано еще до объявления состава нового правительства, свидетельствует об излишней уверенности ее разработчиков в будущем своего детища.
К сожалению, опять во главу угла поставлена "бухгалтерская" задача снижения дефицита бюджета Пенсионного фонда. Однако пенсионная реформа не столько финансовый, сколько политический вопрос. И, возможно, самый важный политический вопрос ближайших лет. Ведь наша пенсионная система остается уникальным бастардом социалистического и либерального подходов к государственному обеспечению граждан.
Реформу лучше провести последовательно и быстро. Государство должно отказаться от попыток выживания пенсионной системы исключительно за счет страховых взносов. Нужно добиться качественного изменения экономического поведения граждан. Это трудный процесс, и если государство опять проведет разъяснительную работу, как в прошлые годы, то, скорее всего, у него опять ничего не получится. Такие реформы не пишутся на бумаге, а делаются в сознании.