В конференции "Российский кинопрокат - перезагрузка" участвовали ведущие руководители и эксперты в области кинематографии. Конференция проводилась Министерством культуры РФ и Фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии и была организована РОО "Киносоюз".
Среди активных участников конференции, которые работали в тематических группах, и обсуждали проблематику современного российского проката, такие крупные фигуры отечественного кино, как продюсеры Константин Эрнст, Сергей Сельянов, Александр Роднянский, Александр Акопов, Игорь Толстунов, режиссеры Андрей Звягинцев, Андрей Смирнов, Валерий Тодоровский, Виталий Манский, Алексей Попогребский, Андрей Прошкин.
Безусловной удачей конференции стало участие в ней, по сути, антагонистов кинопроцесса, находящихся на разных сторонах профессиональных баррикад: режиссеры и прокатчики, продюсеры и кинокритики, государственные чиновники и владельцы кинопрокатных сетей. Таким образом, взгляд на проблематику был максимально разносторонним.
По итогам конференции был сформулирован ряд предложений и стратегий по решению проблемы, в числе которых законодательные действия и тактика борьбы с пиратскими сайтами, четко описывающие для пользователя и провайдера ответственность за распространение и использование нелегальной аудиовизуальной продукции. Шаги по привлечению зрителя на отечественное кино, такие как создание государственной сети кинотеатров, введение электронного билета, повышение уровня зрительского кинообразования. Также обсуждалась возможность введения жестких законодательных мер по определению объема кинопродукции, демонстрируемой на телеканалах.
Безусловным итогом конференции "Российский прокат - перезагрузка" стала всеобщая уверенность в необходимости внятной государственной политики в области кинематографа, и понимание необходимых для этого действий со стороны профессионального киносообщества.
Андрей Прошкин:
Самым важным ощущением, которое возникло у меня после конференции, было ощущение необходимости объединения кинематографистов в отстаивании своих профессиональных интересов, и, главное, - возможность этого объединения.
В течение ближайших же дней мы расшифруем выступления, и составим конспективное письмо с конструктивными предложениями, которое будет отправлено в правительство. И мы планируем добиваться, чтобы эта информация была не только принята во внимание, но и предпринимались реальные шаги по ее реализации.
Кино, как постоянный процесс, может погибнуть в нашей стране. А у государства не сформулирована внятная политика. Оно, безусловно, поддерживает российский кинематограф и делает очень много. Но пока не будут определены цели, приоритеты, способы достижения и четкий механизм работы государства в области кинематографа, реального прогресса не будет. А пока очень тяжело продвигается дело, очень много сопротивления. Так, например, о необходимости введения электронного билета уже все высказались, от киношников, до глав государства. И до сих пор ничего не сделано.
И вообще сейчас есть очевидная тенденция разрушения кинопроката. Тут играет роль и бесконтрольность Интернета, и что кино в кинотеатрах становится исключительно и однозначно развлекательным. Взрослому человеку уже тяжело найти в кинотеатре что-то, что было бы ему интересно. Пропадает интерес, потому что мозги стали совершенно необязательной вещью.
Виталий Манский:
Для меня главный итог конференции - это полная незаинтересованность российских прокатчиков в российском кино. Крупный прокатный бизнес не желает не только диалога, а не готов даже участвовать в переговорах.
И даже не как режиссер, а как общественник я считаю, что если раньше мы все действовали в рамках дипломатии, то сейчас у нас есть все моральные основания от дипломатии отказаться. Когда на конференции шло обсуждение интернет-пиратства, Константин Эрнст очень правильно сказал: здесь нет предмета для толерантности. Это война. Либо они нас, либо мы их. И вот такая же должна быть стратегия в отношении проката - шашки наголо!
Мы все понимаем, что российские кинотеатры построил Голливуд. И построил для того, чтобы показывать свое кино. Но если мы находимся, все-таки, в Российской Федерации, то мы можем и должны говорить об отвоевании доли времени в кинозалах.
Мы должны настаивать на изменениях налогового кодекса в отношении кинопроката. Ужесточении его. У меня много друзей прокатчиков и руководителей прокатных сетей. Мы вместе выпиваем, ходим на дни рождения детей, но в профессиональной сфере мы не союзники. И они от союза отказываются.
В целом, по сравнению с ситуацией в российском кинематографе, у них проблем нет. Потому что они работают на другой кинематограф - который тоже имеет безусловное право голоса, который я высоко оцениваю. Но мы должны отвоевывать свое пространство. Потому что иначе, рано или поздно, государство, которое сейчас содержит российское кино, задумается, зачем оно тратит миллионы на то, что никому не нужно. Мы в шаге от катастрофы.