Международное рейтинговое агентство Fitch забеспокоилось по поводу снижения объема депозитов и уменьшения ликвидных активов Национального резервного банка. Рейтинг НРБ помещен на пересмотр с негативным прогнозом. Управляющий акционер банка Александр Лебедев говорит, что банку удастся "выжить", только если он сократит собственные расходы вдвое. Однако шаги руководства, которые вроде бы должны спасти НРБ, вызывают изумление у экспертов.
По данным СМИ, рейтинговое агентство Fitch Ratings поместило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента "B" Национального резервного банка под наблюдение в список Rating Watch "Негативный". В официальном релизе выражается обеспокоенность по поводу ослабления позиции ликвидности у банка ввиду недавнего значительного оттока банковского и клиентского фондирования. Отток, по данным аналитиков, наблюдался в феврале 2012 года. С 24 февраля корпоративные депозиты уменьшились на 2,2 млрд. рублей, розничные депозиты - на 1,2 млрд. рублей, необеспеченное межбанковское фондирование - на 1,2 млрд. рублей. В совокупности отток был равен 20% всех пассивов банка на конец января 2012 года, уточняется в отчете агентства.
Что делает в это время банк? По данным, опубликованным во многих СМИ, руководство НРБ ведет сразу несколько громких судебных процессов. Во-первых, руководство банка подало иск в Московский арбитраж с просьбой признать незаконной проверку Центробанка. При этом управляющий акционер Александр Лебедев заявляет, что именно эта проверка является причиной всех трудностей НРБ.
Во-вторых, по информации СМИ, банк настойчиво хочет судиться с ФСБ, подавая иск о защите деловой репутации, притом что суды низшей инстанции этот иск уже отклонили и теперь он обжалуется в Федеральном арбитраже.
В-третьих, НРБ судится с газетой "Коммерсантъ", которая написала об уголовном преследовании Александра Лебедева в связи с его деятельностью в руководстве банка. К журналистам было подано сразу четыре иска, и все их суд отклонил, посчитав, что "оспариваемая истцом информация соответствует действительности", а порочащий характер этих сведений не был доказан.
Что же касается, собственно, управления банком, то оно в последнее время очень похоже на сокращение деятельности. Формально это объясняется "оптимизацией" структуры организации и активов. При этом каждый из шагов, предпринимаемых руководством НРБ, прямо противоположен общим рыночным тенденциям. Судите сами. Практически все российские банки идут по пути увеличения числа региональных представительств, открывая десятки новых отделений. Другое дело НРБ. В марте банк объявил о "корректировке" своей региональной сети. В официальном сообщении банка говорится о планах по закрытию филиала "Саратов", операционного офиса "Красноярск" и переводе филиала "Тюмень" в статус операционного офиса. Эффективность работы сети будет "мониториться" дальше. В результате убыточные точки будут закрыты или переформатированы. Банк планирует уволить 600 из 900 работников и сократить собственные расходы вдвое - до 1 млрд. руб.
Такой же "оптимизации" подвергаются и розничные активы. НРБ выставил на продажу почти весь кредитный портфель, причем 80% всего объема кредитов, выданных физлицам, приходится на ипотеку. Согласно опубликованной отчетности по российским стандартам на 1 января 2012 года, портфель кредитов, выданных более чем на три года, в НРБ за год сократился в 2,2 раза, а к 1 марта - еще на 14% (до 2 млрд. рублей), - пишут "ИЗВЕСТИЯ" со ссылкой на комментарий аналитика НОМОС-Банка Елены Федотковой. А эксперты финансового портала BANKI.RU делают политкорректный вывод, что "одним игроком на рынке ипотеки стало меньше, так как неспециализированному банку тяжело обслуживать ипотеку".
При этом надо заметить, что автокредитованием физических лиц, например, банк не занимался никогда. И нынешняя продажа кредитного портфеля фактически означает полный уход банка с рынка розничного кредитования физических лиц. И это вдвойне странно. Во-первых, потому, что остальные банки делают ставку именно на этот вид бизнеса. Например, не самый крупный ТКС - банк по результатам 2011 года получил около 1 млрд. руб. прибыли на предоставлении кредитов населению. Во-вторых, число корпоративных клиентов (ведь логично предположить, что теперь деятельность банка будет сфокусирована на них) также не растет.
За первые два месяца 2012 года доля кредитов предприятиям в активах не изменилась. При этом объем депозитов российских юридических лиц снизился на 26,8%, а вклады физических лиц уменьшились на 24,3%. Любопытно, что оборот по банкоматам снизился на 53,1%, а прибыль банка за два месяца 2012 года уменьшилась на 65,9% (по данным отчетности самого банка на 1 марта).
Вопрос: на чем же зарабатывает НРБ? Аналитики РБК, проанализировав отчетность банка, отмечают, что НРБ изначально делал ставку на работу с ценными бумагами, но они "могли быть не такими доходными". "Активы упали и перестали кормить созданную банком инфраструктуру", - замечает руководитель отдела рейтингов кредитных институтов "Эксперт РА" Станислав Волков в интервью РБК. Причем отчетность банка показывает, что с начала года НРБ начал распродажу и этой части активов, избавившись от всего пакета корпоративных облигаций.
Совершенно очевидно, что предыдущие шаги, пугающая смена курса и результаты, к которым они привели, послужили причиной раскола в руководстве НРБ. Например, 1 марта сразу три члена правления неожиданно и досрочно покинули правление кредитной организации. Это Дмитрий Титов, Андрей Заиченко и Сергей Белеванцев. О причинах своего ухода они ничего не сообщили.
Сегодня Александр Лебедев винит во всех бедах НРБ проверку, которую ведет Центробанк. Представители финансового регулятора разводят руками и утверждают, что ревизия носит плановый стандартный характер. Но вот с тем, что банк находится сейчас на грани выживания, согласны все, включая контролирующего акционера банка.
Жаль только, что развитие ситуации стремительно скатывается к сценарию "тилта". Это понятие хорошо известно всем биржевым игрокам. При неудачной торговле, желая исправить положение, брокер начинает играть все хуже и хуже: каждый новый шаг оказывается разрушительнее предыдущего, а ошибки следуют одна за другой.