Один из лучших оркестров мира Чикагский симфонический оркестр под управлением итальянского маэстро Риккардо Мути приезжает в Россию спустя двадцать два года после своего первого визита. В программы двух московских концертов в Большом зале консерватории и выступления в Большом зале Петербургской филармонии вошли 5-я симфония Шостаковича, произведения Рихарда Штрауса и Франка, музыка Нино Роты к фильму "Леопард" Висконти и "Космическая одиссея" московского композитора Дмитрия Смирнова, живущего в Великобритании. Президент оркестра Дебора Раттер рассказала специально для читателей "РГ", как крупнейшему американскому оркестру удается преодолевать экономический кризис и почему его музыканты стали есть больше итальянской пасты.
По какому принципу составляли программу российских концертов?
Дебора Раттер: После многочисленных переговоров, в том числе и советов с русскими музыкантами из нашего оркестра, мы решили, что включим в программу и европейскую, и русскую музыку. Сочинение "Космическая одиссея" Дмитрия Смирнова маэстро Мути выбрал из восьми предложенных ему новых произведений. На гастролях всегда хочется исполнить музыку, которая бы представила оркестр наилучшим образом, привезти то, что много раз исполняли. Музыку Шостаковича, например, мы играли и в Чикаго, и во время гастролей по Америке, и на гастролях в Европе в прошлом году.
Сегодня многие говорят о снижении интереса к классической музыке. Как вам удается поддерживать его у публики?
Дебора Раттер: Мы стараемся постоянно заинтересовать слушателей разнообразной музыкой: и известной, и неизвестной, знакомить с сочинениями ныне живущих композиторов - маэстро Мути предан такой философии. У нас есть программы для совсем юной публики, для школьников. Есть великолепные серии концертов для студентов, на которые они могут купить билеты по очень умеренным ценам. И этот сегмент публики существенно вырос в Чикаго. Мы гордимся тем, что нам удалось понизить средний возраст нашего слушателя до 49 лет. Существует группа поддержки оркестра, куда входит около 200 молодых профессионалов, которые ездят с нами на гастроли, занимаются продвижением оркестра, продажей билетов. В ситуации, когда музыкальное образование, так же как образование в области искусств, было серьезно сокращено в Америке, оркестрам очень важна законодательная поддержка, но и им самим нужно создавать образовательные программы.
Как финансируются ваши гастроли?
Дебора Раттер: У каждых гастролей существует отдельная финансовая структура, в зависимости от того, куда направляется оркестр. У нас есть корпоративные спонсоры, международный спонсор. В Россию - в Москву и Петербург - мы едем по приглашению правительств России и США в рамках программы культурного обмена, которая была принята президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым, поэтому часть российских гастролей финансируется правительствами наших стран. Остальные средства мы получили от корпораций, фондов и частных благотворителей, российских и американских компаний-спонсоров.
Какой проект, осуществленный оркестром, является для вас предметом особой гордости?
Дебора Раттер: Как всякая культурная организация, мы сталкиваемся с большим количеством проблем. В Америке часто недооценивают значение культуры и искусства в развитии общества, но при этом заинтересованной публики у нас очень много. Основная проблема - использование культурного капитала для решения социальных задач, будь то здравоохранение, образование, экономика или отношение к городской среде. Не могу не вспомнить в этой связи эпизод из истории нашего оркестра, когда мы сумели преодолеть сложную финансовую ситуацию, решив разом несколько проблем. В результате грамотной координации правительство города решило построить концертный зал в деловом центре города, сделав его привлекательным не только в рабочие дни, а оркестр смог расширить свою деятельность и устраивать концерты в удобное для него время.
Как экономический кризис повлиял на деятельность оркестра?
Дебора Раттер: Мы ощутили его на сокращении дохода из всех источников, на уменьшении наших активов - пенсионных вкладов наших музыкантов, депозитов, приносивших нам ежегодную прибыль, средств по поддержке здания в нормальном состоянии. Но в отличие от других оркестров Америки, в Чикаго более здоровая ситуация и диверсифицированные доходы, поэтому нас это коснулось в меньшей степени, чем некоторых коллег. Оркестру 121 год, но мы планируем работать еще столько же, поэтому у нас есть долгосрочный план развития. Очень хорошие друзья, спонсоры и благотворительные фонды, американская в частности, щедрая чикагская публика помогли нам пережить бурю.
Какие традиции особо чтят в Чикагском оркестре?
Дебора Раттер: И оркестранты, и волонтеры, и сотрудники - это своего рода семья. Недавно у нас был ежегодный обед, где мы приветствовали новых артистов оркестра и поздравляли тех, кто работает с нами уже 30 лет. Есть многолетняя традиция благодарить тех, кто уходит на пенсию: о них продолжает заботиться Организация выпускников Чикагского оркестра. Я работала в четырех разных оркестрах, но мне нигде не встречались такое ежедневное участие и забота, понимание того, кто мы и куда идем.
Насколько изменилась жизнь оркестра после прихода Риккардо Мути?
Дебора Раттер: Мы стали больше шутить, говорить по-итальянски и определенно есть больше итальянской еды, в частности пасты. Невероятная радость - работать с человеком, который так чувствует жизнь. Маэстро Мути очень щедрый, заботится об окружающих - и музыкантах, и слушателях. Важно, что он постоянно думает о разнообразии репертуара. Нашим оркестрантам близко его отношение к музыке.