Будущий пенсионер, решивший передать управление своими накоплениями из одного НПФ в другой, должен иметь возможность подавать заявление через портал госуслуг и не более одного раза за год. Эти и другие меры, обнародованные вчера Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), должны помочь справиться с фальсификацией документов при незаконных переводах пенсионных средств другому управляющему.
Способ управления накоплениями в прошлом году изменили 5,3 млн человек. Заявлений было подано больше: 6,6 млн, но по 1,3 млн заявлений (то есть фактически каждому пятому) ПФР вынес отрицательное решение из-за всевозможных ошибок. Сколько на этот раз будет недовольных тем, как перевели их деньги, пока неизвестно. Сейчас ПФР завершает рассылку информационных писем, по опыту прошлых лет реакция от граждан последует где-то через месяц. А вот прошлым летом, напомним, разразился скандал: из-за массовых жалоб ПФР был вынужден расторгнуть трансферагентские соглашения с тремя крупными фондами. В ряде случаев средства переводились без ведома граждан - агенты, "поставляющие" клиентов НПФ, химичили с заявлениями и подписями. ПФР и минздравсоцразвития уверены, что вся ответственность за такую "работу" агентов лежит на нанявших их НПФ. Они предлагают ужесточить контроль за фондами. Две подтвердившиеся жалобы - и НПФ может быть по-крупному оштрафован (от 300 до 500 тыс. рублей), либо даже через судебное решение приостановлена его работа.
В НАПФ, с одной стороны, признают, что проблема недобросовестных агентов действительно существует. Но с другой, говорят, что нужны комплексные меры, а только ужесточением наказания НПФ с проблемой не справиться. "Несовершенство нормативной базы создает благоприятные условия для деятельности мошенников, которые при этом сами остаются безнаказанными, - поясняет президент НАПФ Константин Угрюмов. - Правоохранительные органы нередко отказывают в возбуждении уголовных дел в связи с тем, что гражданам не наносится ущерба. Деньги действительно никуда не пропадают. При этом ущерб наносится самим НПФ. Как репутационный, так и экономический".
НАПФ предлагает несколько нововведений. Одно из ключевых предложений - дать возможность гражданам подавать заявление на перевод накоплений через портал госуслуг. Причем - только один раз в год. Сегодня по закону застрахованное лицо в течение года может подавать сколько угодно заявлений, из которых ПФР рассматривает только одно, самое последнее. НПФ узнают о результатах после окончания года из реестров ПФР. "Только в этот момент выясняется, что один и тот же человек за год написал якобы семь заявлений в разные НПФ, - поясняет советник президента НАПФ Валерий Виноградов. - Поэтому передача реестров из ПФР в НПФ должна происходить в течение месяца после подачи заявления". Также необходимо "призвать к ответу" агентов. "Нужно законодательно установить систему их административной и уголовной ответственности, - убежден Угрюмов. - Сейчас подобная квалификация преступления в законе не прописана, и преступники остаются безнаказанными, даже если их имена известны".
В минздравсоцразвития вчера "РГ" сообщили, что пока официального перечня с последними предложениями НАПФ не получили. "У представителей НПФ есть все возможности для внесения собственных предложений, их представители входят в состав рабочей группы при министерстве по регулированию деятельности агентов", подчеркнул представитель министерства.