18.04.2012 15:35

    В Ярославле ДТП с общественным транспортом происходят каждые три дня

    Почему поездка в маршрутке превращается в "экстремальное путешествие"

    Для ярославцев, пользующихся общественным транспортом, нынешняя весна выдалась экстремальной: немало из них, сев в маршрутное такси и заплатив за проезд, оказались в итоге на больничном.

    Раз в три дня

    За три первых месяца года в Ярославле с участием общественного транспорта произошло 26 ДТП, в которых пострадали люди: один человек погиб и 46 получили травмы. То есть примерно по одному происшествию приходилось на каждые три дня. Такого горожане не припомнят давно.

    …Маршрутный пазик на Ленинградском проспекте не затормозил перед пешеходным переходом и насмерть сбил человека. На улице Чкалова аналогичный ПАЗ не поделил дорогу с попутной "Тойотой", итог столкновения - сотрясение мозга у 30-летней пассажирки автобуса. Водитель маршрутки, переоценив свои шоферские умения и навыки, влетел на Ленинградском проспекте в опору электроосвещения. Пострадали пять пассажиров - у всех черепно-мозговые травмы, у четверых, кроме того, - сломаны носы. Другой водитель не убедился в безопасности пассажиров и начал движение в тот момент, когда 14-летняя девочка выходила из салона. Подросток упал, итог - черепно-мозговая травма. 4-летнюю девочку зажало дверями. 5-летний мальчик выпал из салона автобуса, потому что водитель начал движение, не закрыв двери… Пожилую женщину, не успевшую выйти из салона и зажатую дверями, маршрутка протащила за собой целую остановку, пострадавшая - в реанимации… Подобные случаи можно перечислять долго.

    Не лучше начался и апрель. 4-го числа на проспекте Октября маршрутка въехала в троллейбус. Пассажиры пазика попадали в салоне. Больше десяти человек пришлось увезти на машинах "скорой помощи".

    При этом рейды по выявлению маршрутчиков-нарушителей сотрудники отделения технического надзора отдела ГИБДД по городу Ярославлю проводят еженедельно. Даже там, где стоит патрульная машина, фиксируются десятки нарушений. Нетрудно представить, что же творится в тех местах, где спецавто не стоит.

    - Нарушения, выявляемые во время рейдов, - это остановка на пешеходных переходах, высадка пассажиров со второго ряда, проезд под запрещающий сигнал светофора, несоблюдение скоростного режима, - рассказывает госинспектор отделения технического надзора Виталий Ромашкин. - Сегодня наши экипажи в разных частях города привлекли к административной ответственности больше 60 нарушителей.

    Большинство "неправильных" водителей свои просчеты признают и послушно принимают штрафные квитанции. Но есть и такие, которые сами норовят прочитать инспекторам лекцию на тему безопасности дорожного движения.

    - Один такой спорщик попался! - рассказывают инспекторы. - Остановили его сразу за три нарушения - движение с выключенными фарами, остановку на пешеходном переходе и высадку пассажиров со второго ряда, а он еще возмущаться начал. Минут сорок пришлось человеку доказывать, что он не прав.

    Гонки за пассажиром

    - Основная причина всех ДТП с участием маршруток - нарушение правил дорожного движения вследствие конкурентной борьбы за пассажира, - уверен Виталий Ромашкин. - Совсем эту конкуренцию устранить, наверное, невозможно, поскольку существуют и всегда будут существовать маршруты, которые между собой пересекаются, частично повторяют друг друга. Но свести к минимуму эту борьбу, я считаю, реально. Например, у нас в городе практика такая: на одном маршруте работают несколько предпринимателей. Да, каждая машина формально ходит по расписанию, но на дороге часто случается так: впереди идущая маршрутка остановилась забрать пассажиров, а идущая следом в этот момент ее обогнала. И начинаются гонки. Все ДТП с маршрутками происходят именно из-за этих вот перестроений, "виляний" на дороге, неожиданных и резких остановок и такого же резкого начала движения. А если на одном маршруте будет работать один предприниматель, этой нервозности, а значит, и риска попасть в ДТП не будет, потому что все пассажиры тогда будут отдавать свои 15 рублей в один "кошелек".

    Кроме того, по мнению ярославских инспекторов отделения технического надзора ГИБДД, давно пора уже заставить перевозчиков соблюдать требования устава автомобильного транспорта и правил перевозки пассажиров и багажа, то есть останавливаться для посадки и высадки людей исключительно на остановочных пунктах, а не "у магазина", "у бани" или "вон у того дома". Соседи-костромичи это сделали больше года назад, и люди уже привыкли. В Костроме сегодня где попало ловить маршрутку не встанешь - все автобусы проедут мимо, как бы сильно потенциальный пассажир ни махал руками. На остановке - пожалуйста. По этой причине так называемая маршрутка по своему функционалу полностью сравнялась здесь с прочим городским общественным транспортом и ровно столько же стоит - 10 рублей.

    В Ярославле, расположенном в 70 километрах от Костромы, поездка на маршрутке стоит 15 рублей, на рейсовом автобусе, троллейбусе и трамвае - 12. И понятно, что такой разрыв маршрутчиков очень устраивает, а возможные перемены встретят серьезное сопротивление.

    В прямом эфире

    Но если названные новации Госавтоинспекция еще только предлагает городским властям к рассмотрению, то оснащение всех маршруток видеофиксаторами - дело уже почти решенное. Самые продвинутые держатели маршрутного хозяйства начали это делать уже самостоятельно: устанавливают в салонах своих автобусов видеокамеры - одна камера направлена на дорогу, вторая на водительское место и в салон.

    - Мы хотим обязать перевозчиков хранить видеозапись в течение трех дней, - поясняет Виталий Ромашкин. - Благодаря видеофиксации проще точно определить причину ДТП. Кроме того, это будет и определенным сдерживающим фактором для водителей, которые поостерегутся внаглую идти на нарушение правил дорожного движения. Ведь эти видеозаписи может посмотреть и владелец маршрутки, нанявший нерадивого водителя на работу. Кстати, есть у нас и такие предприниматели, которые по собственной инициативе прямо на улице делают видеозаписи движения своих автобусов на маршруте и потом за нарушения сами же работников и штрафуют. Но таких немного. Мы рассчитываем, что обязанность оборудовать маршрутки средствами видеофиксации будет предусмотрена в типовом договоре на оказание услуг по перевозке пассажиров на коммерческой основе. Сейчас этот вопрос рассматривают в мэрии.

    А как у соседей

    В Орле власти уже несколько лет не могут навести порядок на рынке пассажирских перевозок. Срок действия договоров, заключенных перевозчиками с мэрией, истек более двух лет назад. А новый конкурс власти провести не смогли, хотя предприняли несколько попыток. Сейчас в мэрии вновь разрабатывают документацию. Власти предложили перевозчикам совместно обсудить положение о конкурсе и провели общее собрание. На нем было высказано много предложений, и положение обещали отредактировать.

    По словам замначальника управления городского хозяйства Виталия Гришакова, основной целью конкурса станет повышение безопасности перевозок. По сути, все частные перевозчики работают нелегально. По разным оценкам, ежедневно на улицы Орла выходят от 600 до 800 маршруток, хотя для города достаточно 400-450. Они устраивают "гонку за пассажиром". По словам главного госинспектора безопасности дорожного движения ГИБДД по городу Орлу Андрея Фарафонова, процент ДТП с участием маршруток остается высоким.

    - Водители не соблюдают скоростной режим, останавливаются и высаживают пассажиров вне "официальных" остановок, - рассказал Андрей Фарафонов. - Нередко на маршруты выходят технически неисправные машины, что создает угрозу возникновения аварийной ситуации.

    По словам замруководителя областного Госавтонадзора Александра Леонова, во время рейдов всегда выявляется много нарушений. В частности, водители выезжают на линии без положенного медосмотра и техосмотра автобуса. Многие оставляют машины на неохраняемых стоянках, где за ночь вандалы могут что-нибудь испортить.

    - В условиях конкурса прописаны жесткие требования к обеспечению безопасности перевозок, - рассказал Виталий Гришаков. - Шансов выиграть больше у тех перевозчиков, чьи транспортные средства находятся в наилучшем техническом состоянии и наиболее комфортабельны. Обязательные условия - наличие охраняемой автостоянки и лицензированного кабинета для ежедневного медосмотра водителей.

    Кроме того, в число обязательных условий вошло наличие у перевозчика службы технического контроля и квалифицированных автомехаников. Власти также требуют от владельцев ежедневно мыть маршрутки. Ожидается, что уже в 20-х числах апреля новая редакция положения о конкурсе будет представлена перевозчикам.

    Денис Передельский, Орел