В понедельник в Осло начался судебный процесс над Андерсом Брейвиком. Он обвиняется в совершении теракта в правительственном квартале норвежской столицы и массовом расстреле подростков в молодежном лагере Норвежской рабочей партии на острове Утёйя 22 июля прошлого года. Число жертв двух преступлений составило 77 человек.
Ход первого дня заседания в прямом эфире транслировали ведущие мировые новостные телеканалы. Брейвик, одетый с иголочки и ничуть не исхудавший в тюремной одиночке, поздоровался с миллионами людей нацистским приветствием и дал понять, что намерен превратить процесс над собой в показательную пиар-кампанию своих идей.
Сами слушания продлятся не менее 10 недель. Главный вопрос, на который предстоит ответить суду, - вменяем ли Брейвик?
По итогам первой медэкспертизы врачи признали, что он "является психопатом и недееспособным лицом". Вторая же экспертиза показала обратное. Для самого Брейвика, как это ни странно, будет лучше, если его признают вменяемым: в этом случае, по норвежским законам, ему грозит до 21 года тюрьмы.
В случае признания невменяемым он рискует провести в одиночке психбольницы весь остаток жизни. Для "общительного" и склонного к самопиару Брейвика это действительно станет самым суровым наказанием, что он подтвердил в зале суда. "Для меня было бы страшнее смерти, если бы меня назвали психически нездоровым", - признался в суде Брейвик в присутствии 200 человек.
В первый день заседания зачитывались леденящие кровь свидетельства каждого из убийств, совершенных террористом. Кое-кому из родственников жертв даже понадобился нашатырь. Сам Брейвик сидел с хладнокровным выражением лица. А затем, когда речь пошла о мотивах его убийства и в суде прокрутили запись его "признаний", данных следствию, неожиданно расплакался. Но это были не слезы раскаяния, а своеобразный плач по "несбывшимся мечтам": Брейвик сожалел, что не сможет больше реализоватьсвои помыслы. А в ответ на вопрос судьи признался, что повторил бы все снова.
Корреспондент Би-би-си в Осло Стив Розенберг указывает на противоречивость Брейвика, ненавидящего мусульман, но восхищающегося Усамой бен Ладеном и "Аль-Каидой". По словам Розенберга, Брейвик мнит себя крестоносцем, хотя на самом деле был досрочно отчислен из университета и стал неудачливым бизнесменом и игроманом, обожающим компьютерные войны.
Брейвик рассказал суду, что жил за счет доходов своей фирмы, которая продавала "липовые дипломы" о высшем образовании. И "боролся с режимом" - не платил налоги государству, поддерживающему иммигрантов.
Пятерка судей, не говоря уже о свидетелях на процессе, как показалось, с трудом сдерживала гнев. И уже после, вечером, один из них в сердцах высказался в Интернете, что "Брейвика следовало бы казнить".
Судебная этика оказалась выше человеческих чувств: уже на следующий день этого судью отвели от процесса.
Между тем сам Брейвик продолжает "играть на публику". В его словах нет ни намека на раскаяние. Наоборот, он благодарит судьбу, что остался живым и даже может объяснить свою позицию на суде: "22 июля я осуществил так называемую атаку террориста-смертника. Я не ожидал, что выживу в тот день".
Позже он похвастался осуществлением самой "хитроумной и зрелищной политической акции" в Европе со времен Второй мировой войны. А на прощание потребовал немедленного освобождения из-под стражи.