Французские социологи Бруно Жером и Вероник Жером-Спезиари разработали собственную модель прогнозирования результатов выборов, назвав ее "Элексьонскоп". Вот уже на протяжении более десятка лет они еще ни разу не ошиблись, с удивительной точностью предсказывая результаты выборов как во Франции, так и в других странах. В частности, победу Жака Ширака в 1995 и 2002 годах, Ангелы Меркель в 2009-м, Барака Обамы в 2008-м, Николя Саркози - в 2007-м.
Сейчас, опровергая практически все опросы, проводимые местными институтами и агентствами по изучению общественного мнения, которые сулят викторию социалисту Франсуа Олланду со значительным отрывом во втором туре голосования, чета социологов убеждена, что нынешнему хозяину Елисейского дворца все-таки удастся переизбраться на второй срок. Правда, с очень небольшим перевесом: он может набрать 50,2 - 50,3 процента голосов.
На чем базируется их метод? Как он работает? Об этом разговор с Вероник и Бруно.
- Мы берем в расчет многие параметры, как экономические, так и политические, - говорит Вероник Жером-Спезиари. - Однако, изучая и сопоставляя статистические данные, заметили, что в наибольшей степени электоральные намерения избирателей по отношению к главе государства, решившему пойти на второй срок, зависят в основном от уровня безработицы в стране, а также от степени доверия граждан к исполнительной власти. Нынешнюю модель, а она уже 15-я по счету, мы использовали, естественно, применительно к Николя Саркози. На протяжении всех лет его президентства изучали ситуацию поквартально и по всем 22 регионам, на которые разбита страна.
- И все-таки, почему такое внимание именно уровню безработицы?
Вероник Жером-Спезиари: Пробовали и другие показатели, к приему, доход на душу населения, рост ВВП, инфляция и другие, но они "не работают" так, как безработица. Дело в том, что большинство избирателей судит об экономическом положении именно по этому показателю, не вникая в макроэкономические выкладки - других жизненных забот хватает. О безработице постоянно говорят по телевидению, пишут в газетах. Каждый знает, что такое остаться без рабочего места. Ведь когда она растет, в окружении каждого избирателя появляется больше знакомых, а то и родных, оказавшихся в таком неприятном положении. Более того люди с ней вполне справедливо связывают экономические трудности в целом. Кто виноват? Тот, кто управляет. А поэтому его надо наказать. Как? Проголосовав против. При Саркози, несмотря на кризис и прочие известные пертурбации, ситуация в целом была под контролем. Кстати, в промышленных районах, где положение с безработицей немного улучшилось, мы заметили, что среди рабочих выросло число людей, готовых голосовать за Саркози.
Бруно Жером: Если конкретно, то благодаря усилиям нынешних властей, начиная с середины 2010 года и до последнего квартала 2011- го уровень безработицы немного, но снижался, и по нашей модели правые в перспективе президентских выборах уже тогда обходили социалистов и их союзников. Правда, затем этот показатель стал расти. Однако, застыв на 9,4 %, не достиг критического уровня в 9,6 %, когда по нашим расчетам произошла бы перемена в настроениях электората, и нынешняя власть была бы наказана на выборах.
- Но ведь сейчас-то это уровень поднялся до 10 процентов. Как быть с этим?
Бруно Жером: Мы заметили еще раньше, что реакция избирателей на подобные изменения происходит с отставанием в несколько месяцев, то есть она сработает в конце мая - июне, когда выборы будут позади. Этот фактор учтен в нашей модели "Элексьонскоп".
- И все-таки вас не удивляет, что институты по зондажу намерений французов предсказывают победу Франсуа Олланду?
Бруно Жером: Таковы результаты их опросов. Однако не будем забывать, что многое может решиться в последние дни. Ведь по данным тех же агентств, 14 процентов избирателей до сих пор не определились с тем, за кого голосовать в первом туре, и 18 - во втором. На что бы еще я обратил внимание. Ни разу левые, включая социалистов, "зеленых", коммунистов и мелкие партии, не побеждали, если опять-таки верить опросам, за них не намеревались в первом туре голосовать 49 процентов французского электората. Сейчас же эта совокупная цифра меньше - 46 процентов.
- Но во втором решающем раунде представитель левых, тем не менее, на чем настаивают эти агентства , может победить, набрав 54-56 процентов голосов…
Бруно Жером: Перевес в 9-10 процентов? Такого еще никогда не бывало. Если подобное случится, то будет означать серьезнейшую передислокацию политических блоков между двумя турами или появлением какого-либо дополнительного фактора.
- Может быть человеческого фактора, которым является личность нынешнего президента?
Бруно Жером: Я этого не исключаю, хотя имидж Николя Саркози, как субъективный фактор, в определенной степени отражен в таком параметре, как степень доверия электората к исполнительной власти и учитывается в допустимой степени погрешности. Напомню, у нас она - 1,7 - 1,8 процента, что чуть ли ни в два раза меньше, чем у опросных институтов. Мы считаем, что Николя Саркози победит с отрывом в несколько десятых процента, хотя виртуально его результат может быть в вилке между 48,5 и 51,9 процентами.
- Как вы считаете, повлияла ли электоральные настроения французов история с исламистским террористом Мохаммедом Мера, убившим в Тулузе семь человек и оперативно нейтрализованным полицейскими силами?
Вероник Жером-Спезиари: Незначительно, хотя все признали, что власти успешно справились с ситуацией. Хотя в общественном сознании отразилось, что так оно и должно быть. Вот если бы этого не произошло, то на ее имидже и, соответственно, Николя Саркози, это отразилось бы негативно. То есть, президент не получил дополнительных очков, но и не потерял те, которые у него уже были.
- Ну, а если победит Франсуа Олланд, что будете делать?
Бруно Жером: Мы учтем этот результат и введем его в нашу модель прогнозирования.
- Есть ли в вашей модели применительно к США отличия по сравнению с французской?
Бруно Жером: Они близки. В США мы дополнительно принимаем во внимание то, как проходят праймериз, как складываются соотношение политических сил в штатах особенно в тех, где оно более шаткое, чем в других. Среди них - Иллинойс, Мичиган, Висконсин.
- И кто, по вашим прогнозам в США имеет больший шанс на победу?
Бруно Жером: На сегодня - Барак Обама.